Главная / Полезная информация
Применение главным финансовым управлением Мингорисполкома мер административной ответственности

В соответствии с пунктом 2 статьи 3.15 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП) главное финансовое управление Мингорисполкома рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.7, частями 1 и 2 статьи 11.16 , частями 1 и 2 статьи 11.17, статьей 12.1, частями 4 и 5 статьи 12.10, частями 1 - 3 статьи 21.7, статьей 21.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами главного финансового управления Мингорисполкома.

Пунктом 62 статьи 3.30. ПИКоАП определены статьи, по которым, уполномоченные лица главного финансового управления Мингорисполкома имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях.

Административная ответственность по статье 11.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) наступает за нарушение порядка ведения кассовых операций.

Частью 1 статьи 11.7 КоАП за нарушение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем порядка ведения кассовых операций, выразившееся в накоплении в кассе наличных денежных средств в белорусских рублях, иностранной валюте сверх установленных обслуживающими банками лимитов остатков касс либо в несоблюдении срока возврата неиспользованных наличных денежных средств в белорусских рублях, выданных под отчет на командировочные или другие предстоящие расходы, предусмотрено наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

Частью 2 статьи 11.7 КоАП за нарушение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем порядка ведения кассовых операций, выразившееся в несоблюдении установленных обслуживающими банками сроков сдачи наличных денежных средств в белорусских рублях, иностранной валюте, либо в использовании наличных денежных средств в белорусских рублях из выручки сверх установленных обслуживающим банком размеров использования выручки, либо в использовании наличных денежных средств в белорусских рублях из выручки без разрешения обслуживающего банка, предусмотрено наложение штрафа в размере от пятнадцати до пятидесяти базовых величин.

Частью 3 статьи 11.7 КоАП за иные нарушения должностным лицом либо кассиром юридического лица или индивидуальным предпринимателем порядка ведения кассовых операций, кроме нарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 11.7 КоАП, предусмотрено наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.

При применении статьи 11.7 КоАП необходимо руководствоваться требованиями, предусмотренными постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2011 № 107 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правления Национального банка Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов».

Административная ответственность по статье 11.16 КоАП наступает за нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов либо организации государственных закупок товаров (работ, услуг).

Частью 1 статьи 11.16 КоАП предусмотрена административная ответственность за незаконное получение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем средств из бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов.

В соответствии со статьей 136 Бюджетного кодекса Республики Беларусь под незаконным получением средств из бюджета следует понимать излишнее получение организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств независимо от источника финансирования (получения) вследствие завышения в расчетах, сметах, счетах и других документах сумм, подлежащих получению, представления недостоверных сведений о финансовом состоянии организаций, индивидуальных предпринимателей при получении средств из бюджета и представления других недостоверных данных, явившихся основанием для получения средств из бюджета в размерах, превышающих размеры, установленные законодательством.

Незаконное получение средств из бюджета влечет приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств, взыскание в бесспорном порядке в соответствующий бюджет полученных средств с начислением процентов в размере ставки рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Беларусь на дату взыскания.

Незаконное получение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем средств бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов влечет наложение штрафа на должностное лицо в размере до двадцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) - в размере незаконно полученных средств.

Подпунктом 1.4. пункта 1 статьи 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь определено, что бюджетная организация - это организация, созданная (образованная) Президентом Республики Беларусь, государственными органами, в том числе местным Советом депутатов, местным исполнительным и распорядительным органом, или иной уполномоченной на то Президентом Республики Беларусь государственной организацией для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, которая финансируется из соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы и бухгалтерский учет которой ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций, либо учет активов и обязательств которой ведется в соответствии с законодательством для государственных органов, имеющих воинские формирования, воинские части и организации, а также подчиненных этим органам воинских частей и организаций.

Административная ответственность по части 2 статьи 11.16 КоАП наступает за нецелевое использование и (или) использование с нарушением законодательства юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем средств бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов.

В соответствии со статьей 137 Бюджетного кодекса Республики Беларусь под нецелевым использованием средств бюджета следует понимать любые действия распорядителей или получателей бюджетных средств, выразившиеся в направлении и использовании указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, иными актами законодательства, бюджетной росписью, уведомлением о средствах, передаваемых нижестоящим бюджетам в форме межбюджетных трансфертов, бюджетной сметой и расчетами, перечнями к ней. Не являются использованием бюджетных средств не по целевому назначению получение и направление в течение финансового года (с согласия Министерства финансов, местного финансового органа) бюджетных средств их получателями на восстановление собственных средств, израсходованных (с соблюдением процедур, предусмотренных при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) за счет средств бюджета и внешних государственных займов) на покрытие затрат, финансирование которых осуществляется согласно плановым бюджетным ассигнованиям в соответствии с бюджетными сметами за счет (или с участием) бюджетных средств, но произведено несвоевременно, а также неверное отражение расходов по экономической классификации расходов бюджета при сохранении адресной направленности. Нецелевое использование средств бюджета влечет приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств, взыскание в бесспорном порядке в соответствующий бюджет полученных средств с начислением процентов в размере ставки рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Беларусь на дату взыскания.

В соответствии со статьей 138 Бюджетного кодекса Республики Беларусь под использованием средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства следует понимать использование бюджетных средств с нарушением требований, установленных настоящим Кодексом и иными актами бюджетного законодательства, а также законодательства, предусматривающего использование бюджетных средств. Принятие обязательств, не обеспеченных бюджетными ассигнованиями, при отсутствии иных источников финансирования таких обязательств приравнивается к использованию средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства. Использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства влечет приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств, взыскание в бесспорном порядке в соответствующий бюджет полученных средств с начислением процентов в размере ставки рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Беларусь на дату взыскания.

Статьей 133 Бюджетного кодекса Республики Беларусь определено, что неисполнение либо ненадлежащее исполнение требований, установленных настоящим Кодексом и иными актами бюджетного законодательства по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджетов, а также требований законодательства при получении и использовании бюджетных средств, признаются нарушением бюджетного законодательства и влекут применение к нарушителю мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Нецелевое использование и (или) использование с нарушением законодательства юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем средств бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) - в размере указанных средств.

Частью 1 статьи 11.17 КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного порядка привлечения и использования средств, полученных по внешнему государственному займу, которая влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

Частью 2 статьи 11.17 КоАП предусмотрена административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по расчетам за средства, полученные по внешнему государственному займу, которая влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

При применении статьи 11.17 КоАП учитываются требования, предусмотренные Указом Президента Республики Беларусь от 18.04.2006 № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)», Бюджетного кодекса Республики Беларусь.

Статьей 142 Бюджетного кодекса Республики Беларусь определено, что неперечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, влечет взыскание в бесспорном порядке сумм процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, и (или) приостановление операций по счетам в банке.

Административная ответственность по статье 12.1 КоАП наступает за нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и правил хранения бухгалтерских документов и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.

Частью 1 статьи 12.1 КоАП за нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка ведения бухгалтерского учета (учета предпринимательской деятельности, учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения) и отчетности предусмотрено наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин.

Частью 2 статьи 12.1 КоАП за уничтожение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем бухгалтерских документов (документов предпринимательской деятельности, документов учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения) и (или) иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, до истечения установленных сроков их хранения либо их сокрытие предусмотрено наложение штрафа в размере от десяти до ста базовых величин.

Частью 3 статьи 12.1 КоАП за нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем правил хранения бухгалтерских документов (документов предпринимательской деятельности, документов учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения) и (или) иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, повлекшее их утрату, предусмотрен штраф в размере от четырех до тридцати пяти базовых величин.

При применении статьи 12.1 КоАП в первую очередь учитываются нормы Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».

Административная ответственность по части 4 статьи 12.10 КоАП наступает за привлечение денежных средств дольщиков застройщиком, имеющим задолженность по налогам, сборам (пошлинам), другим обязательным платежам в республиканский и (или) местные бюджеты (в том числе в государственные целевые бюджетные фонды), в государственные внебюджетные фонды, без наличия документов, требуемых для этого законодательными актами о долевом строительстве многоквартирных жилых домов, или при наличии в данных документах недостоверных сведений либо неустранение в установленном порядке недостатков объекта долевого строительства, если в этих действиях нет состава преступления и влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя - от десяти до тридцати базовых величин.

Административная ответственность по части 5 статьи 12.10 КоАП наступает за невыполнение застройщиком обязанностей по размещению до начала привлечения средств дольщиков проектной декларации в соответствующем государственном печатном издании, в местах, доступных для ознакомления лиц, заинтересованных в строительстве жилых и (или) нежилых помещений, направлению этой декларации в местный исполнительный и распорядительный орган, выдавший застройщику разрешительную документацию на долевое строительство многоквартирного жилого дома и иных объектов недвижимости, указанию в данной декларации достоверных и соответствующих требованиям законодательства сведений, либо заключение застройщиком договора создания объекта долевого строительства при отсутствии у него возможности выполнить условия такого договора, либо несоблюдение застройщиком порядка формирования состава дольщиков, из которых не менее пятидесяти процентов должны быть физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами, либо изменение фиксированной цены объекта долевого строительства в случаях, когда такое изменение не предусмотрено законами или решениями Президента Республики Беларусь, либо неисполнение или несвоевременное исполнение застройщиком обязательств по договору, в том числе по передаче объекта долевого строительства надлежащего качества по акту приемки-передачи дольщику или иным лицам, имеющим право принять указанный объект в соответствии с требованиями законодательства, а равно по заключению с наследниками дольщика договора создания объекта долевого строительства на прежних условиях вместо выбывшего дольщика и влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере пятидесяти базовых величин.

Основными документами при применении административной ответственности по частям 4 и 5 статьи 12.10 КоАП являются требования постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 «Об утверждении Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда», Указа Президента Республики Беларусь от 15.06.2006 № 396 «О долевом строительстве многоквартирных жилых домов».

Административная ответственность по части 1 статьи 21.7 КоАП наступает за завышение подрядчиком (субподрядчиком) объемов и (или) стоимости строительно-монтажных и других работ, затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), выполненных и произведенных за счет средств бюджета, государственных целевых бюджетных, государственных внебюджетных, инновационных фондов или с привлечением льготных кредитов. За допущенное административное правонарушение предусмотрено наложение штрафа на должностное лицо в размере от десяти до сорока базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) - в размере до ста пятидесяти процентов от суммы завышения.

Административная ответственность по части 2 статьи 21.7 КоАП наступает за то же деяние, совершенное заказчиком и влечет наложение штрафа на должностное лицо в размере от десяти до сорока базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) - в размере до пятидесяти процентов от суммы завышения.

Административная ответственность по части 3 статьи 21.7 КоАП наступает за выявленное при контрольном обмере завышение объемов или стоимости выполненных строительно-монтажных работ и произведенных затрат, причиной которого явились ошибки проектных организаций, допущенные в проектно-сметной документации. В данном случае юридическое лицо заказчика, проектной организации, органа государственной экспертизы привлекается к административной ответственности в виде административного штрафа в размере суммы завышения (в равных долях).

Административная ответственность по статье 21.17 КоАП наступает за нарушение порядка проведения подрядных торгов при заключении договоров на строительство объектов.

Частью 1 статьи 21.17 КоАП за непроведение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем подрядных торгов в соответствии с законодательными актами при заключении договоров на строительство объектов, в том числе на их ремонт, реконструкцию, реставрацию и благоустройство, или несоблюдение порядка их проведения при стоимости строительства объектов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь от 3000 до 50000 базовых величин предусмотрено наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до двадцати базовых величин, а на юридическое лицо - от ста до пятисот базовых величин.

Частью 2 статьи 21.17 КоАП за те же деяния при стоимости строительства объектов от 50000 базовых величин и более, в том числе при осуществлении строительства за счет иных источников, кроме указанных в части 1 настоящей статьи предусмотрено наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до тридцати базовых величин, а на юридическое лицо - от пятисот до тысячи базовых величин.

Частью 3 статьи 21.17 КоАП финансирование должностным лицом строительства объектов, в том числе их ремонта, реконструкции, реставрации и благоустройства, за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь без проведения подрядных торгов в случаях, установленных законодательными актами, предусмотрено наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

При применении статьи 21.17 КоАП учитываются требования Указа Президента Республики Беларусь от 07.02.2005 № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения Указа Президента Республики Беларусь»; постановление Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2005 № 235 «Об утверждении положений о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов и о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов»; постановление Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 30.06.2004 № 99/16/165 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверки расходования государственных средств, выделенных на капитальное строительство (реконструкцию, ремонт, реставрацию, благоустройство) объектов, и производства контрольных обмеров строительных и ремонтных работ» и другие.

Кроме того, в соответствии с пунктом 75 Положения о порядке организации и проведении проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» в случае обнаружения органами, осуществляющими ведомственный контроль в г. Минске, при проведении проверок признаков административного правонарушения, входящих в компетенцию главного финансового управления Мингорисполкома протоколы об административном правонарушении рассматриваются работниками управления и выносятся начальником главного финансового управления Мингорисполкома А.В.Керножицким или заместителем начальника главного финансового управления Мингорисполкома Н.Н.Макарчук постановления по делу об административном правонарушении.
Дата обновления информации — 15 ноября 2016 года
Ответственный за представление информации — Главное финансовое управление Мингорисполкома
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016