Главная / Полезная информация
Информационное письмо Департамента государственной инспекции труда
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
о производственном травматизме при эксплуатации деревообрабатывающего оборудования

Несмотря на принимаемые меры по обеспечению безопасности труда ежегодно в организациях республики приходится регистрировать случаи производственного травматизма с тяжелыми последствиями при выполнении работ на деревообрабатывающем оборудовании.

При этом следует отметить, что число таких происшествий из года в год практически не уменьшается.

В 2011 году при эксплуатации деревообрабатывающего оборудования в организациях Республики Беларусь было зарегистрировано 37 несчастных случаев с тяжелым исходом.

Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что, несмотря на отнесение данного вида работ к работам с повышенной опасностью, как со стороны должностных лиц организаций, так и самих работников, выполняющих работы на деревообрабатывающем оборудовании, не уделяется должного внимания техническому состоянию оборудования и технологии безопасного проведения работ.

Кроме того, как свидетельствуют документы проведенных специальных расследований несчастных случаев, для обеспечения безопасности труда при эксплуатации деревообрабатывающего оборудования со стороны нанимателей не всегда осуществляется контроль за применением работниками безопасных приемов в работе, выполнением требований, изложенных в правилах и инструкциях по охране труда, а также правильного применения средств коллективной и индивидуальной защиты. В том числе, не единичны случаи, когда работники привлекаются к работам на деревообрабатывающем оборудовании без прохождения профессиональной подготовки.

Так, 12 ноября 2011 г. при очистке многопильного деревообрабатывающего станка после его отключения и снятия защитного ограждения был тяжело травмирован выполняющий работы по договору подряда в ЧПТУП "Палетэкс" (Гродненская область).

Проведенным специальным расследованием установлено, что тормозная система эксплуатируемого деревообрабатывающего оборудования не обеспечивала останов рабочих органов, не более чем через 6 сек., как того требуют нормативные правовые акты и технические нормативные правовые акты по охране труда.

Отсутствие технологического процесса на выполнение работ на деревообрабатывающем оборудовании и допуск к эксплуатации указанного оборудования работника без соответствующей квалификации, обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда привели 15 июня 2011 г. к несчастному случаю с тяжелым исходом с грузчиком Ельского участка Калинковичского филиала коммунального предприятия по обеспечению топливом "Гомельоблтопливо" (Гомельская область).

16 августа 2011 г. при выполнении работ по изготовлению филенок для сборки дверных блоков в результате воздействия движущееся фрезой деревообрабатывающего фрезерного станка был тяжело травмирован станочник деревообрабатывающих станков ОАО "Завод приборов автоматического контроля" (Витебская область).

Причинами происшедшего несчастного случая явились: допуск в эксплуатацию деревообрабатывающего фрезерного станка без защитного ограждения режущего механизма и нарушение потерпевшим требований локальных нормативных правовых актов по охране труда, выразившееся в неиспользовании при выполнении работ специально предусмотренного прижима, исключающего смещение обрабатываемой заготовки.

17 февраля 2011 г. при выполнении работ на круглопильном деревообрабатывающем станке со снятым защитным устройством по запилу шипа в торце доски в результате разрушения заготовки, травму с тяжелым исходом получил столяр ОАО "Липовцы" (Витебская область).

Проведенным специальным расследованием установлено, что причинами несчастного случая явились: невыполнение должностным лицом обязанностей при организации производства работ, а также неосуществление контроля за ходом их выполнения. Кроме того, нанимателем не были представлены документы, подтверждающие наличие у потерпевшего соответствующей квалификации по профессии "станочник деревообрабатывающих станков".

Причинами отдельных несчастных случаев явились недостатки в обучении и проверке знаний по вопросам охраны труда не только потерпевших, но должностных лиц.

Так, не проведение обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, связанных с изучением нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов мастеру цеха, допуск к работе работника на деревообрабатывающем оборудовании без соответствующей квалификации, привели 22 сентября 2011 г. к несчастному случаю с тяжелым исходом с работником филиала "Телеханы" РУП "Беларусьторг" (Брестская область).

Не единичными являются несчастные случаи, обусловленные отсутствием надлежащего контроля за соблюдением работниками трудовой и производственной дисциплины, требованиям инструкций по охране труда.

В 27 зарегистрированных несчастных случаях на производстве при эксплуатации деревообрабатывающего оборудования одной из причин установлено нарушение потерпевшим трудовой дисциплины, требований нормативных правовых актов, технических правовых актов, локальных нормативных правовых актов по охране труда. В 16 процентах несчастных случаев на производстве потерпевшие в момент травмирования находились на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения.

Так, нарушение потерпевшим требований локальных нормативных правовых актов (инструкций по охране труда), а также отсутствие со стороны должностного лица контроля за безопасным ведением работ явились причинами несчастного случая с тяжелым исходом, происшедшего 27 июля 2011 г. с работающим по договору подряда в ОАО "Агрокомбинат "Дзержинский" (Минская область) в результате воздействия на него вращающегося диска пилы универсального круглопильного станка.

В результате воздействия вращающееся пилы станка для поперечной распиловки 9 марта 2011 г. был тяжело травмирован станочник деревообрабатывающих станков ООО "Боголин" (Могилевская область), который был допущен к выполнению работ в состоянии алкогольного опьянения (2,37 промилле этилового спирта в крови).

Специальным расследованием установлено, что деревообрабатывающее оборудование эксплуатировалось с защитным ограждением, не исключающим в процессе работы соприкосновение работающего с движущимися элементами и режущим инструментом. Технологическая документация, содержащая требования безопасности при выполнении работ не разрабатывалась. Кроме того, со стороны нанимателя были нарушены сроки обучения потерпевшего по профессии "станочник деревообрабатывающих станков", предусмотренные нормативными правовыми актами.

В целях профилактики и недопущения в дальнейшем травматизма работников при эксплуатации и обслуживании деревообрабатывающего оборудования Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь полагает целесообразным рекомендовать республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам потребовать от руководителей подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организаций:

назначить из числа руководителей и специалистов лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию, обслуживание и ремонт деревообрабатывающего оборудования. Лицам, ответственным за безопасную эксплуатацию деревообрабатывающего оборудования пройти в установленном законодательстве порядке обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда;

обеспечить безопасную эксплуатацию деревообрабатывающего оборудования в соответствии с требованиями Межотраслевых правил по охране труда в лесной, деревообрабатывающей промышленности и лесном хозяйстве, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 211/39, ГОСТ 12.2.026.0-93 "Оборудование деревообрабатывающее. Требования безопасности к конструкции", ГОСТ 12.3.042-88 "Деревообрабатывающее производство. Общие требования безопасности";

не допускать эксплуатацию деревообрабатывающего оборудования без защитных устройств, исключающих в процессе работы соприкосновение человека с движущимися элементами и режущим инструментом; вылет режущего инструмента или его элементов; выбрасывание режущим инструментом обрабатываемых заготовок и отходов; возможность выхода за установленные пределы подвижных частей станка (кареток, салазок, тележек, рамок, столов, суппортов и пр.). Также, зону обработки закрыть защитными устройствами, открывающимися во время прохождения обрабатываемого материала или инструмента только на такую высоту и ширину, которые соответствуют габаритным размерам обрабатываемого материала или инструмента;

обеспечить деревообрабатывающие станки с движущимися рабочими органами, защищенными откидными и легкосъемными защитными устройствами, надежно действующими тормозными системами, обеспечивающими останов этих рабочих органов не более чем через 6 сек. с момента выключения их двигателей при снятии кожуха ограждения или нажатии кнопки "Стоп";

разработать технологическую документацию на процессы обработки пиломатериалов на деревообрабатывающем оборудовании и инструкций по охране труда для соответствующих профессий и видов работ;

не допускать к работе (отстранять от работы) лиц в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не прошедших в установленном порядке медицинский осмотр, обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда, не использующих необходимые средства индивидуальной защиты;

допускать к эксплуатации деревообрабатывающего оборудования лиц соответствующей профессии и квалификации, прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствии с Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175;

принять должные меры по обеспечению безусловного и немедленного расторжения контрактов с работниками за нарушение правил охраны труда и техники безопасности, повлекшее увечье или смерть, распитие спиртных напитков в рабочее время или по месту работы в соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 года № 1 "О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины";

обеспечить проведение контроля за состоянием охраны труда в соответствии с Типовой инструкцией о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.12.2003 № 159.
Дата обновления информации — 29 сентября 2016 года
Ответственный за представление информации — Комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016