Главная / Полезная информация
Информационное письмо Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь о производственном травматизме при эксплуатации внутризаводского транспорта

Анализ производственного травматизма показывает, что одной из актуальных проблем в организациях республики остаются нарушения требований безопасности при эксплуатации внутризаводского транспорта (напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек).

По данным Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в 2011 г. в республике при выполнении работ с использование вышеуказанных транспортных средств, травмы с тяжелыми последствиями получили 23 работника, в том числе 1 – погиб. За 4 месяца 2012 г. в результате указанных происшествий пострадало 4 человека.

Подавляющее большинство несчастных случаев на производстве при использовании напольного безрельсового транспорта, произошло в результате наезда на потерпевших. В 2011 г. удельный вес таких несчастных случаев составил 43 процента от их общего количества, за истекший период 2012 г. – 75 процентов.

Как показывает анализ материалов специальных расследований несчастных случаев, происшедших в 2011 г., основными их причинами явились: невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда (20 процентов от общего количества причин) и нарушения требований безопасности труда, как самими потерпевшими, так и другими работниками (по 17,8 процента соответственно). Следует также отметить, что в 6 происшедших в 2011 г. несчастных случаях (26 процентов от их общего количества) одной из причин, приведших к травмированию работников, явилось нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, причем в 5 из 6 случаев в ходе специального расследования была установлена вина нанимателя.

Так 4 февраля 2011 г. при выполнении складских работ (перемещение и размещение грузов) в РУП "Речицкий метизный завод" с использованием электроштабелера был придавлен к стеллажу и получил травму с тяжелым исходом один из работников указанной организации. Специальным расследованием данного несчастного случая было установлено, что складские работы осуществлялись при отсутствии карт технологического процесса, маршрутов движения электроштабелеров, установки знаков безопасности. К выполнению работ в качестве водителя электроштабелера было допущено лицо, не имеющее соответствующей подготовки и не прошедшее инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Аналогичное нарушение требований безопасности в части допуска работника к управлению внутризаводским транспортом явилось одной из причин несчастного случая, происшедшего 13 февраля 2012 г. в ОАО "Воложинский льнокомбинат".

В ОАО "Гроднорыба" несчастным случаем закончилась 19 июля 2011 г. перевозка в кабине электропогрузчика постороннего лица, находившегося в состоянии алкогольного опьянения. На очередном повороте "пассажир" выпал из транспортного средства и попал под его колеса. В свою очередь допуск постороннего лица к управлению транспортным средством привел 26 сентября 2011 г. к наезду на работника в ОАО "Фирма "Кадино".

Неудовлетворительная организация работ по загрузке железнодорожных вагонов в ОАО "Глубокский молочно-консервный комбинат", выразившаяся в отсутствии разработанных транспортно-технологических схем, технологических карт загрузки вагонов, привела 27 июля 2011 г. к травмированию погрузчиком работника, находившегося в вагоне. Подобные нарушения требований безопасности в части организации и проведения погрузочно-разгрузочных работ (отсутствие технологической карты складирования грузов, знаков безопасности) явились причиной несчастного случая, происшедшего 17 ноября 2011 г. в СООО "АлюминТехно". Погрузочно-разгрузочные работы в указанной организации осуществлялись на пути движения транспортных средств.

Зачастую при производстве работ с использованием внутризаводского транспорта водителями транспортных средств не уделяется должного внимания требованиям безопасности к размещению груза на вилочном захвате.

Так транспортировка на вилочном захвате электропогрузчика контейнеров, исключающих водителю обзорность пути передвижения транспортного средства и проникновению светового излучения включенных фар привела 11 мая 2011 г. к наезду на работника СП ОАО "Брестгазоаппарат", а размещение груза на вилочном захвате погрузчика в положении, не исключающем его опрокидывания, явилось одной из причин несчастного случая, происшедшего 23 сентября 2011 г. в ЧТУП "Сант Орсо".

Не соблюдение требований к хранению и выпуску на линию внутризаводского транспорта и, как следствие, наличие свободного допуска к нему работников явилось причиной несчастных случаев, происшедших 23 февраля и 1 августа 2011 г. с работниками СООО "Зов-ЛенЕвромебель" и ОАО "Минский моторный завод".

Использование в работе заведомо неисправного транспортного средства, не прошедшего государственную регистрацию, государственный технический осмотр, а также невыполнение требований безопасности, как должностными лицами организации, так и самим потерпевшим явилось причиной несчастного случая, происшедшего 8 февраля 2011 г. с водителем погрузчика Россонского филиала КПУП "Обольский керамический завод". При запуске посредством самодельной рукоятки пускового двигателя и включенной передаче коробки переключения передач произошло самопроизвольного движения автопогузчика, в результате которого потерпевший был зажат между колесом и корпусом топливного бака, получив при этом травмы с тяжелым исходом.

Нередки случаи травмирования работников организаций и при использовании внутризаводского транспорта не по назначению.

Так 10 июня 2011 г. при использовании в КДУП мелиоративных систем "Ельское ПМС" ковша погрузчика фронтального одноковшового для подъема работника указанной организации с оборудованием (компрессором) к месту производства работ по окраске системы вентиляции произошло растяжения узла, фиксирующего ковш в транспортном положении, с последующим его срывом, повлекшим падение и травмирование работника. В свою очередь, применение одноковшового фронтального погрузчика с приваренным к ковшу крюком для перемещения железобетонной опоры к месту ее установки явилось причиной несчастного случая, происшедшего 7 июля 2011 г. в ОДО "Трансстрой".

Необеспечение требований охраны труда к содержанию проходов и проездов производственных помещений привело 27 апреля 2011 г. к травмированию работника ОАО "Мостодрев", получившего тяжелую черепно-мозговую травму в результате удара в голову деревянной колодки, отлетевшей от колеса, двигавшегося задним ходом погрузчика. Неудовлетворительное содержание территории предприятия, по которой производится транспортирование грузов от склада до цеха, явилось одной из причин несчастного случая, происшедшего 19 сентября 2011 г. со слесарем-ремонтником ПРУП "Могилевторгтехника". В результате попадания колеса тележки с грузом в выбоину на дорожном покрытии произошло ее опрокидывание, при этом работник транспортировавший груз получил тяжелую травму ноги.

18 января 2011 г. в результате самопроизвольного движения погрузчика был прижат к въездным воротам цеха водитель погрузчика ОАО "Барановичский автоагрегатный завод", который, покинув транспортное средство, не заглушил двигатель и не установил стояночный тормоз. В ходе специального расследования было установлено, что в движение на ровной горизонтальной площадке автопогрузчик пришел из-за повышения давления масла в гидродинамической передаче при поднятом вилочном захвате, включенном двигателе, не включенном стояночном тормозе и включенном реверсе в положение "вперед".

Установка водителем погрузчика СООО "Эксклюзив" транспортного средства на площадке, имеющей уклон, привела 18 декабря 2011 г. к травмированию работника указанной организации, пытавшегося остановить самопроизвольно движущийся автопогрузчик. Аналогичный случай произошел 11 января 2012 г. в ОАО "Минский моторный завод".

Следует также указать, что нередко к несчастным случаям с участием внутризаводского транспорта приводит и элементарная невнимательность работников организаций (участников дорожного движения), нарушения ими правил внутреннего трудового распорядка.

Так 11 марта 2011 г. при выполнении работ по отгрузке продукции ОАО "Лидское пиво" под колесами автопогрузчика оказалась работница указанной организации, которая, находясь в состоянии алкогольного опьянения, не обратила внимания на предупреждающие сигналы электропогрузчика. Неосмотрительность и невнимательность при передвижении по территории предприятия привела 12 августа 2011 г. к наезду на работника ОАО "Минский автомобильный завод", вышедшего из-за технологической тары в момент проезда автопогрузчика. Нарушение водителем автопогрузчика требований правил дорожного движения при проезде пешеходного перехода транспортного проезда, привело 20 апреля 2012 г. к трагедии в филиале "Гомельский завод самоходных комбайнов" РУП "Гомельский завод сельскохозяйственного машиностроения". В результате наезда автопогрузчика потерпевшая скончалась.

На основании изложенного и в целях профилактики производственного травматизма Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь предлагает республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам:
  1. Довести настоящую информацию до сведения и принятия эффективных мер реагирования подчиненными (расположенными на подведомственной территории) организациями.

  2. Потребовать от руководителей подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организаций, осуществляющих эксплуатацию напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек:

    2.1.Обеспечить эксплуатацию напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек в строгом соответствии с требованиями Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. № 165.

    2.2.Назначить из числа специалистов лиц, ответственных за:

    • выпуск на линию в исправном состоянии напольного безрельсового транспорта;

    • своевременный осмотр и ремонт напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек;

    • безопасную эксплуатацию напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек.
       
    2.3. К управлению напольным безрельсовым транспортом, техническому обслуживанию и ремонту напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек допускать лиц, прошедших в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, подготовку (обучение), переподготовку по соответствующей профессии, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда. Водители, занятые управлением электропогрузчиками, электроштабелерами, электротележками, электротягачами, должны иметь группу по электробезопасности не ниже II.

    2.4. Организовать движение внутризаводского транспорта в соответствии со схемой движения транспортных средств, устанавливаемой на видных местах, в том числе перед въездом на территорию организации, в производственных помещениях, других местах интенсивного движения транспортных средств, дорожными знаками.

    2.5. Не допускать движение напольного безрельсового транспорта в производственных помещениях без включенных фар.

    2.6. Обеспечить проведение погрузочно-разгрузочных работ в соответствии с разработанными технологическими картами.

    2.7. Запретить водителям внутризаводского транспорта:

    • передавать управление напольным безрельсовым транспортом другим лицам без указания своего непосредственного руководителя;

    • превышать установленную скорость передвижения;

    • перевозить на напольном безрельсовом транспорте работающих и других лиц, за исключением случаев, когда в соответствии с эксплуатационными документами для них предусмотрено специальное место;

    • использовать напольный безрельсовый транспорт для подъема, опускания, перевозки работающих и других лиц на сменных грузозахватных приспособлениях, платформах, в транспортных прицепах, буксируемых электротягачами;

    • использовать грузозахватные приспособления автопогрузчиков, электропогрузчиков для открывания дверей складов, ворот, железнодорожных вагонов;

    • использовать автопогрузчики, электропогрузчики для перемещения железнодорожных вагонов;

    • транспортировать груз волоком;

    • транспортировать груз при неустойчивом его положении, возможном его падении, если груз закрывает обзорность пути;

    • поднимать груз при отсутствии под ним просвета для свободного прохода вилочного захвата автопогрузчиков, электропогрузчиков, захватывать груз одной вилой;

    • отрывать автопогрузчиками, электропогрузчиками примерзший, защемленный, присыпанный груз;

    • производить техническое обслуживание и ремонт напольного безрельсового транспорта при несоответствии их квалификации выполняемым работам;

    • стаскивать автопогрузчиками, электропогрузчиками, электроштабелерами груз со штабеля;

    • пользоваться при осмотре напольного безрельсового транспорта открытым огнем;

    • оставлять напольный безрельсовый транспорт в проездах, проходах, на уклонах, подъемах, путях движения транспортных средств, железнодорожных переездах, а также покидать автопогрузчики, электропогрузчики и электроштабелеры с поднятым грузом;

    • использовать дополнительный противовес для увеличения грузоподъемности автопогрузчиков, электропогрузчиков, электроштабелеров.
       
    2.8. Обеспечить содержание территории организаций в состоянии безопасном для движения напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек и работающих.
Дата обновления информации — 1 ноября 2016 года
Ответственный за представление информации — Комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016