Главная / Полезная информация
Информация ко Дню потребителя (15 марта)

15 марта – День потребителя. Этот день уже четырнадцатый год подряд является официальной датой и для белорусских потребителей. В республике в нынешнем году этот день пройдет под девизом "Потребительское правосудие сегодня".

Тема Дня защиты прав потребителей призвана акцентировать внимание населения на широких возможностях граждан по защите своих прав на основе рационального, эффективного и взаимоуважительного диалога потребителей, государственных органов, общественной системы защиты потребителей и хозяйствующих субъектов в рамках использования предоставленных законодательством правовых механизмов.

Впервые этот день стал отмечаться с 1983 года, через 20 лет после исторической речи Президента США Джона Ф. Кеннеди, в которой он впервые провозгласил основные права потребителей. "Потребители – это все мы" – сказал Кеннеди в 1962 году. "Потребители – это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение… Но это единственный голос, которого зачастую не слышно". Кеннеди провозгласил четыре права потребителей: право на безопасность, право на информацию, право на выбор и право быть услышанным. Позднее к этим базовым правам были добавлены еще четыре: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.

В столице ко дню потребителя приурочено проведение ряда мероприятий, организатором которых является управление торговли и услуг Минского горисполкома. Так, в частности, 15.03.2012 будет организована работа "прямой линии" по тел. 220 28 81.

До принятия в 1993 году Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей" законодательство не предусматривало ни перечня прав потребителей, ни механизма их защиты, поскольку не существовало государственной потребительской политики и соответственно органов, занимающихся вопросами защиты потребителей, не было. С началом рыночных реформ в Республике Беларусь этим вопросам стало придаваться большое значение, так в 1993 году был принят Закон Республики Беларусь "О защите прав потребителей".

Согласно законодательству, потребитель имеет возможность защитить свои потребительские права и интересы через органы государственной власти и управления, специально уполномоченные на то органы, общественные организации и суд.

Специально уполномоченным органом по защите прав потребителей в г. Минске является управление торговли и услуг Минского горисполкома, в структуре которого осуществляет свою деятельность сектор по защите прав потребителей.

Кроме того, в каждой районной администрации г. Минска работает уполномоченный по защите прав потребителей, который осуществляет контроль на территории района за соблюдением правил торгового, бытового и других видов обслуживания населения; рассматривает обращения, заявления и жалобы потребителей, а также консультирует население по вопросам защиты прав потребителей.

Уполномоченными по защите прав потребителей в 2012 году в г. Минске рассмотрено 1049 письменных обращений граждан, а также даны консультации и разъяснения по вопросам защиты прав потребителей по более 14 700 устных обращений. Наибольшее количество обращений (42%) – по вопросам реализации некачественной сложнобытовой техники. 34,6% обращений граждан приходится на некачественно оказанные бытовые услуги. По результатам рассмотрения обращений потребителям возмещено материального ущерба на сумму более 160 миллионов рублей.

В случае отказа продавца (изготовителя, исполнителя) от удовлетворения требований потребителей в добровольном порядке местные исполнительные и распорядительные органы г. Минска обращаются в суд с исками о защите прав потребителей. В 2012 г. подано 74 таких исковых заявлений. По результатам рассмотрения их в судебном порядке гражданам возмещен материальный ущерб на сумму 95,9 миллионов рублей. На основании статьи 44 Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей" с ответчиков в местный бюджет взысканы штрафные санкции в сумме 61,8 миллионов рублей.

В 2012 году субъектам хозяйствования вынесено 26 предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, составлено 158 протокола об административных правонарушениях.

Создание целостной системы по защите прав потребителей в г. Минске – это залог эффективного взаимодействия государственной и общественной защиты. Последняя представлена многочисленными общественными объединениями. В их числе ОО "Белорусское общество защиты потребителей" (пр. Победителей, 17-1010); ОО "Минское общество потребителей" (ул. Интернациональная, 23); ОО "Защита потребителя" (ул. Красная, 15), а также другие объединения.


Дата обновления информации — 17 ноября 2016 года
Ответственный за представление информации — Управление торговли и услуг Мингорисполкома
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016