Главная / Полезная информация
О рекламе алкогольных напитков в печатных СМИ

В последнее время участились случаи размещения (распространения) в печатных СМИ рекламы производителей алкогольных напитков и их продукции, выполненных в форме рекламной статьи, с нарушениями законодательства Республики Беларусь о рекламе.

В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь "О рекламе" (далее - Закон) рекламой является информация (в том числе статья, иной авторский или информационный материал):
  • о продукции, организации или ином объекте рекламирования (в рассматриваемом случае объектами рекламирования являются само предприятие и производимая им алкогольная продукция);

  • распространяемая в любой форме с помощью любых средств (в данном случае с помощью печатных СМИ);

  • предназначенная для неопределенного круга лиц (читателями печатных СМИ является неопределенный круг лиц);

  • направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование пли поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке (привлечение внимания к предприятию и производимой им продукции, продвижение на рынке тех или иных алкогольных напитков).
Наиболее типичные признаки нарушений требований статьи 17 Закона, Положения о порядке размещения (распространения) на территории Республики Беларусь рекламы алкогольных напитков и табачных изделий в средствах массовой информации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 12.11.2007 № 1497:
  1. Наличие информации о физических, химических и иных потребительских свойствах алкогольных напитков.

    Например: "в рецептуру напитков входят ароматные спирты...", "напитки изготавливаются из высококачественных спиртованных соков...", "...в состав напитка, как и в уже выпускаемых аналогах, входят только натуральные компоненты", "...по составам напитков нашего ликероводочного завода сегодня можно изучать энциклопедию лечебных трав", "...напитки стабильно хорошего качества", "плодово-ягодные ...", "виноградные...", "...два десертных...", "...компоненты, которые делают этот вид продукции не только приятным на вкус", "природные компоненты позволяют производить уникальную продукцию", "отличное, превосходное качество продукции" и т.п.

  2. Наличие информации о цене.

    Например: "...стоимость нового напитка является приемлемой для потребителя по сравнению аналогичными напитками иностранных производителей и составляет 23 тысячи белорусских рублей".

  3. Наличие изображений алкогольных напитков и их потребительской тары (упаковки).

    Например: изображение бутылок на конвейере, льющихся алкогольных напитков, бочек для хранения вина, контур бутылки и т.д.

  4. Наличие наименований видов алкогольных напитков.

    Например: "...водки особые, в рецептуру которых будут входить...", два ликера...", "бальзамы, настойки, наливки, ликеры, ...", "водка-"Беларуская гарэлка", настойка "Полесье с зубровочкой", "...вино "Алиготе"…" и т.п.

  5. Использование образов людей.

    Например: фотографии руководителя, технолога предприятия, работников предприятия в цехе; фотографии представителей предприятия или посетителей на выставке алкогольных напитков и др.

  6. Использование образов, высказываний, внушающих, что потребление алкогольных напитков содействует достижению успеха либо улучшает физическое или психическое состояние человека.

    Например: "...разработали новую рецептуру целебного напитка...", "...компоненты, которые делают этот вид продукции полезным для здоровья...", "по составам бальзамов ликероводочного завода сегодня можно изучать энциклопедию лечебных трав", "...этот напиток будет хорошим дополнением к чаю при простуде", "такие напитки будут хорошим дополнением к отдыху" и т.д.

  7. Отсутствие предупредительной надписи о вреде, который наносит здоровью человека потребление алкогольных напитков или несоответствие размера и графического исполнения такой надписи требованиям законодательства (предупредительная надпись должна быть выполнена четкими буквами, цветом, контрастирующим с цветовым фоном рекламной площади, на которой находится надпись, размещаться в нижней части по всей длине площади рекламы и занимать не менее 10 процентов площади рекламы).

    Например: отсутствие предупредительной надписи, не контрастирующие цвета надписи и фона, на котором исполнена эта надпись (белая надпись на светло-оранжевом фоне, серая надпись на черном фоне или наоборот и др. неконтрастные сочетания), предупредительная надпись занимает площадь менее 10 процентов площади рекламы.
При размещении в печатных СМИ рекламы алкогольных напитков в форме рекламных статей часто встречаются нарушения общих требований к рекламе – отсутствует информация об учетном номере плательщика и реквизитах лицензии рекламодателя, что является неисполнением требований, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 10 Закона.

Согласно статье 12.26 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях ответственность за размещение (распространение) рекламы алкогольных напитков с нарушениями требований статьи 17 Закона несет должностное лицо редакции печатного СМИ.
Дата обновления информации — 17 ноября 2016 года
Ответственный за представление информации — Управление торговли и услуг Мингорисполкома
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016