УТВЕРЖДЕНО
Решение Минского городского Совета депутатов
25.04.2007 года № 42

ПРОГРАММА
ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Г. МИНСКА
НА 2007-2010 ГОДЫ

ГЛАВА 1
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В Г. МИНСКЕ

По данным Минского городского управления статистики численность населения города Минска на начало 2007 г. составила 1797,5 тыс. человек. По сравнению с данными на начало 2006 года население города увеличилось на 16,8 тыс. человек, или на 0,9 %.

Как и в прошлые годы наблюдается превышение числа женского населения над мужским. В 2006 году удельный вес женщин составил 53,7%, мужчин- 46,3%.

Анализ возрастной структуры населения г. Минска: удельный вес детского населения составляет 13,3%, подростков - 4,5%, лиц трудоспособного возраста - 67,9%, доля лиц старше трудоспособного возраста - 17,6%.

Доля детей и подростков в общей численности населения за последние 5 лет снизилась с 20,6% до 17,8%.

Численность населения в рабочих возрастах в общей численности населения увеличилась за 5 лет с 66,5% до 67,9%; численность лиц старше трудоспособного возраста увеличилась с 16,5% до 17,6%. Рост абсолютной численности трудоспособного населения города, вероятно, обусловлен вступлением в трудоспособный возраст более многочисленного поколения родившихся в 80-е годы, а также за счет миграционного прироста населения.

Естественный прирост населения за 2006 год в целом по городу составил 984 человека.

Вместе с тем, в ближайшее время в трудоспособный возраст начнет вступать поколение, рожденное в период снижения рождаемости. Демографическая нагрузка на общество будет возрастать. Рост доли лиц пожилого возраста приведет к увеличению нагрузки на медицинские учреждения, потребует развития специализированной социальной помощи, перестройки системы здравоохранения с упором на предупреждение и лечение болезней старшего поколения, улучшения гериатрической помощи.

Тенденции рождаемости в силу различных причин неоднократно менялись. В 60-е годы отмечалось снижение рождаемости, в 70-е -стабилизация. Рост рождаемости в начале 80-х годов завершился резким спадом к середине 90-х.

В 2006 году наметилась благоприятная тенденция в демографической ситуации по г. Минску. В период с 1997 по 2005 год наблюдалась естественная убыль населения г. Минска, в 2006 году впервые отмечается естественный прирост населения - 0,58 на 1000 населения, а по Республике Беларусь наблюдается естественная убыль населения - 4,3, в том числе среди городского населения - 0,66). В настоящее время смертность в г. Минске в 1,5 раза ниже, чем по республике в целом. Ожидаемая продолжительность жизни в 2005 году составила 72,3 года (мужчины - 67 лет, женщины - 77 лет).

Динамика изменения данного показателя связана с имевшим место в 2006 году ростом рождаемости населения (показатель рождаемости населения в 2005 году составил 9,3 на 1000 населения, в 2006 - 9,98), некоторым снижением смертности населения в 2006 году (показатель смертности населения в 2005 - 9,5 на 1000 населения; в 2006 - 9,4).

На современном этапе сложился и укрепляется идеал однодетной семьи. Изменение взглядов молодежи на брак и семью, высокая экономическая активность и образованность женщин повлекли сокращение интенсивности рождений. Число рождений на 1000 женщин в возрасте 20-24 года за период 1990-2005 годы сократилось со 132 новорожденных до 58, у женщин 25-29 лет - с 95 до 75 соответственно.

Количество зарегистрированных браков возросло на 5,5%, разводов - на 5%.

В целом по городу в 2006 году на 1000 браков приходилось 416 разводов, в 2005 году - 418.

Возрастной пик вступающих в брак приходится на возраст 20 - 24 года, что характерно как для мужчин, так и для женщин уже на протяжении длительного периода. Возрастной пик разводимости относится к 25-34 годам.

В 2006 году отмечен рост числа рождений третьего и более ребенка. Средний возраст матери при рождении первого ребенка в прошлом году составлял 25 лет, при рождении последующих детей- 30 лет. В настоящее время складывается благоприятная ситуация для повышения рождаемости. Численность женщин наиболее активного детородного возраста (20 - 29 лет) в общей численности женщин репродуктивного возраста (15-49 лет) увеличилась с 30% в 1990 году до 32,4% в 2005 году.

О положительных сдвигах свидетельствует рост рождений в последние несколько лет. Если в 2000 году родилось 15358 детей, то в 2005 году - 16493 ребенка, а в 2006 года - 17852). Чтобы способствовать этому процессу в дальнейшем, кроме увеличения государственной поддержки, необходимо поднять престиж института семьи и материнства.

За 2006 год число умерших в целом по городу по сравнению с 2005 годом снизилось на 0,7 %.

В 2006 году по сравнению с 2005 годом снизилось число умерших на 2,2% от болезней системы кровообращения, на 11,4% - от болезней органов дыхания, на 21 % - от болезней мочеполовой системы, на 17,7 % - от несчастных случаев, связанных с транспортными средствами. Следует отметить рост числа умерших от онкологических заболеваний - на 3,8%, болезней органов пищеварения - на 5,6%, случайного отравления алкоголем - на 16,7 %.

За 2006 год в сравнении с 2005г. отмечается снижение смертности населения в возрастной группе старше трудоспособного возраста на 1,2% и рост числа умерших в трудоспособном возрасте на 0,3% и в возрастной группе моложе трудоспособного на 12,9% (за 2006год умерло в возрасте до 16 лет 158 человек против 140 в 2005 году).

Из 16 868 человек, умерших в 2006 году, в трудоспособном возрасте умерло 4 722 человека, или 28%, в результате несчастных случаев, отравлений и травм - 1367 человек (28,9%), новообразований - 833 человека (17,6%).

Уровень младенческой смертности (в возрасте до 1 года) приобрел устойчивую тенденцию к снижению с середины 90-х годов. Показатель смертности детей без учета младенцев с весом до 1 кг уменьшился и составил в 2006 году 4,2 на 1000 родившихся живыми.

Коэффициент смертности детей до 5 лет составил 5,2 на 1000 родившихся живыми, что ниже уровня аналогичного периода 2005 года на 3,5% (5,4).

На здоровье женщин детородного возраста неблагоприятное влияние оказывают аборты. Показатель числа абортов за последние 10 лет снизился на 77% и продолжает улучшаться. Так, количество абортов по отношению к родам в 1997 году было 2,1:1, в 2005 год - 0,58:1, в 2006 году -0,48:1.

У женщин фертильного возраста данный показатель снизился на 17% (2005г- 18,6:1000; 2006г. - 16,2:1000), у возрастной группы 15-19 лет - на 8% (2005г. - 8,7:1000; 2006г. - 8:1000). Это результат целенаправленной работы по планированию семьи.

Таким образом, к числу наиболее отрицательных явлений в области демографической развития относятся:

  • сокращение рождаемости до уровня, не обеспечивающего простое замещение родительских поколений, снижение социальных норм детности (преобладание однодетных семей);

  • высокий уровень смертности населения, в первую очередь среди лиц в трудоспособном возрасте (особенно мужчин).

ГЛАВА 2
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью Программы является создание условий, направленных на предотвращение дальнейшего ухудшения демографической ситуации, и формирование предпосылок улучшения демовоспроизводственных процессов в г. Минске.

Программа предусматривает решение следующих задач:

  • реализацию целостной системы мер социально-экономического, правового, организационного характера, направленных на повышение качества жизни семей с детьми;

  • реализацию комплекса мер по улучшению репродуктивного здоровья населения, охране здоровья матери и ребенка;

  • снижение заболеваемости и смертности населения за счет мероприятий по формированию здорового образа жизни и устранения влияния неблагоприятных факторов среды обитания;

  • ежегодное поэтапное снижение смертности населения от всех причин;

  • реализацию мероприятий по повышению качества жизни населения города, внедрение и реализацию медико-организационных, технологических и инновационных мероприятий, совершенствование информационно-образовательной системы в сфере охраны здоровья населения и улучшения социального обслуживания пожилых людей;

  • реализацию мероприятий по снижению преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения и на бытовой почве, уровня дорожно-транспортного травматизма, улучшению условий и охраны труда, снижения уровня производственного травматизма со смертельным исходом, по предупреждению гибели людей, по активному информированию населения о возможных опасностях и угрозах для жизни и здоровья, создания безопасных условий жизнедеятельности человека.
Программа включает следующие подпрограммы согласно приложению:


ГЛАВА 3
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств бюджета г. Минска, внебюджетных источников с ежегодным уточнением объемов финансирования при формировании проекта бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год, а также в пределах средств, предусматриваемых в бюджете г. Минска на соответствующий финансовый (бюджетный) год на содержание органов государственного управления, подчиненных Мингорисполкому, иных государственных организаций.

ГЛАВА 4
УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

Управление реализацией Программы осуществляют координаторы подпрограмм:

  • "Стимулирование рождаемости и укрепление семьи" - комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, комитет по здравоохранению Мингорисполкома, комитет по образованию Мингорисполкома, Главное управление внутренних дел Мингорисполкома (далее - ГУВД Мингорисполкома);

  • "Формирование здорового образа жизни и создание благоприятной среды обитания" - комитет по здравоохранению Мингорисполкома, комитет по образованию Мингорисполкома, управление по физической культуре спорту и туризму Мингорисполкома, ГУВД Мингорисполкома, управление по идеологической работе Мингорисполкома;

  • "Укрепление здоровья, снижение смертности и увеличение продолжительности жизни " - комитет по здравоохранению Мингорисполкома;

  • "Оптимизация миграционных процессов" - ГУВД Мингорисполкома;

  • "Информационное обеспечение" - комитет по здравоохранению Мингорисполкома, комитет по образованию Мингорисполкома, управление идеологической работы Мингорисполкома, управление культуры Мингорисполкома.
Исполнители и соисполнители мероприятий Программы ежегодно до 1 марта представляют информацию о ее выполнении (по каждой подпрограмме) координаторам подпрограмм.

Координаторы подпрограмм ежегодно до 15 марта представляют сводную информацию о выполнении мероприятий Программы комитету по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома.

Комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома ежегодно до 1 апреля представляет в Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь отчет о ходе реализации Программы.

ГЛАВА 5
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В результате реализации Программы будут созданы условия, способствующие реализации существующих у супружеских пар репродуктивных установок; возрастет роль семьи и ее престиж в обществе; снизится уровень материнской и младенческой смертности; будут созданы необходимые предпосылки для сокращения заболеваемости, снижения преждевременной, особенно предотвратимой, смертности, увеличения продолжительности здоровой (активной) жизни.

Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016