• 01
  • 02
  • 03
  • 04
  • 05
  • 06
  • 07

Минский городской Совет депутатов за свою историю неоднократно менял название. Образованный как Совет рабочих и солдатских депутатов, он в декабре 1918 года стал Советом рабочих и красноармейских депутатов, с ноября 1923 года ­­– Советом рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, а с декабря 1936 года ­– Советом депутатов трудящихся. С октября 1977 года назывался Советом народных депутатов, в настоящее время городской Совет депутатов.

История городского Совета депутатов.

В феврале 1917 года началась революция, свергнувшая самодержавие. В Минске о ее победе и свержении царя стало известно 14 марта 1917 года. В городе прошли массовые демонстрации рабочих.

17 марта 1917 года по инициативе работников Всероссийского земского союза Б.П. Позерна, И.Е. Любимова, М.А. Михайлова (М.В. Фрунзе), А. Пайкеса и других решением совещания большевиков Минска и Западного фронта образован Минский Совет рабочих депутатов с целью защиты классовых и общедемократических интересов трудящихся. Был создан также Минский Совет солдатских депутатов.

На следующий день в отставку отправлены губернатор Владимир Друцкой-Соколинский и его заместитель.

21 марта 1917 года Совет рабочих депутатов и Совет солдатских депутатов объединились в Совет рабочих и солдатских депутатов. Первым его председателем стал Борис Позерн. В исполнительный комитет Совета, согласно уставу, входили 18 представителей от промышленных предприятий, 18 – от воинских частей, по одному от Бунда, РСДРП, эсеров, а также от Совета крестьянских депутатов.

Между тем в сентябре 1920 года Центральным бюро КП(б)Б было отмечено «чрезвычайное равнодушие масс» к избирательной кампании и «значительная оторванность от этих масс наших профсоюзов, партийных и советских органов». Потому большевик Вильгельм Кнорин, один из основателей газеты «Звязда», 30 октября 1920 года опубликовал в этом издании призыв к минчанам: «Мы собираемся праздновать, впервые в Минске, третью годовщину великого переворота. Праздничная комиссия разрабатывает план нашего пролетарского торжества… Но нам приходится все это проделывать без главного виновника торжества – без Минского Совета рабочих депутатов. Польское наступление помешало нам приступить своевременно к выборам. Пришлось их отложить. Но пусть отсутствие на ноябрьском празднике Минского Совета напомнит нам всем, что мы этот праздник должны связывать с работою по подготовке выборов в Минский Совет».

В инструкции Военно-революционного комитета БССР указывалось, что право быть избранными имеют граждане, достигшие 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости, пола, добывающие средства к жизни производительным и общеполезным трудом, солдаты, а также лица, занятые домашним хозяйством, служащие и прочие категории, не пользующиеся наемным трудом. Права избирать и быть избранными лишались частные торговцы, служители религиозных культов, в том числе монахи, работники бывшей полиции, члены царствовавшего в России дома, душевнобольные и осужденные за корыстные и порочащие преступления.

Когда выборы остались позади, перед депутатами встали злободневные проблемы. Первой, которую взялся решить Совет, стало переселение рабочих в лучшие квартиры и ремонт домов ускоренными темпами. Совет не только организовывал, но и контролировал эти работы. Однако далеко не все депутаты, на плечи которых легли непривычные для них общегородские заботы, оказались готовыми к такой ответственной деятельности. И уже в феврале 1921 года пленарное заседание Совета было сорвано, так как многие на него не явились. Возникла необходимость отзыва и замены депутатов, а значит перевыборов, которые и состоялись летом.

Надо сказать, что политические вопросы на заседаниях Совета занимали не главное место. Да, отмечался день рождения Карла Маркса, готовились доклады о политической обстановке и международном положении, рассылались приветствия другим Советам. Но основное внимание уделялось жизни города: борьбе с бандитизмом и голодом, помощи голодающим, организации недель очистки города и недели ребенка. Коммунальное огородничество, борьба с эпидемиями, ремонт мостов на Свислочи и пешеходного настила на Немиге, открытие починочных мастерских, меры по предупреждению сыпного тифа, борьба с проституцией, регулирование частной торговли, кампания по вывозу на огороды навоза, продналог, введение обеденных карточек в заводских столовых и сбор посуды для нужд общественного питания, пуск конно-железной дороги, заготовка дров – вот неполный перечень забот Мингорсовета в начале 20-х годов прошлого века.

Занимаясь насущными делами, выборный орган находил время и для того, чтобы распределять среди рабочих театральные билеты, организовать садово-огородническую школу, трудовую сельхозкоммуну, дом отдыха для рабочих.

А в наказах депутатам следующих созывов звучали призывы быстрее восстанавливать промышленность, укреплять курс рубля, заботиться о Красной Армии, налаживать в Минске освещение улиц, ремонтировать тротуары и мосты, разбивать новые скверы…

Совет наводил порядок, регламентировал митинги, налаживал работу предприятий, контролировал условия труда. Уже на четвертом заседании было принято решение о постепенном, под контролем Совета, введении восьмичасового рабочего дня без уменьшения заработной платы.

Все последующие годы первых пятилеток, в предвоенный период Минский Совет депутатов неустанно работал на благо города и его жителей. Нынешняя чистота Минска начиналась с решений Совета об осенней, зимней, весенней уборке города, о борьбе с вшивостью, бесплатном посещении школьниками бань и взимании по копейке с каждой проданной бутылки пива, коробки папирос, почтовой марки на бесплатное мыло для детей. В 1925 году было принято решение об организации в школах бесплатных горячих завтраков, молоке и булочках для малышей. Подобные постановления легли в основу государственной системы заботы о детях, трансформируясь в документы о создании детских садов, лагерей отдыха, санаториев, спортлагерей, школ, а в наше время — стипендий для особо одаренных, строительстве катков и бассейнов, дворцов и стадионов.

Почти столетие назад на каждом заседании Совета обсуж­дались вопросы борьбы с болезнями: дифтерией, тифом, сибирской язвой, холерой, оспой, малярией, столбняком, туберкулезом. Решения были предельно точными: принудительная изоляция больных, лечение, бесплатная дезинфекция бань, учреждений, квартир. Каждое из этих постановлений – маленький кирпичик в сегодняшней стройной системе управления городом, в системе доступного высокоэффективного современного здравоохранения.

Неоспорим тот факт, что Минск обеспечен высококачественной питье­вой водой. Этому предшествовал документ 1927 года о строительстве в городе колонок и колодцев, геологических изыскательских работах, приобретении во Франции трех насосов глубокой откачки. Как результат – за один 1927-й год пробурены три артезианские скважины, химический анализ воды из подземных слоев проведен в Пастеровском институте в Париже. Мы должны помнить эту давнюю заслугу Совета перед Минском и беречь открытое для нас природное богатство.

Деятельность горсовета была приостановлена в связи с немецко-фашистской оккупацией в июне 1941 года. Первая послевоенная сессия Совета состоялась в 1945 году.

Конституция СССР, принятая 7 октября 1977 года, преобразовала Советы депутатов трудящихся в Советы народных депутатов. 15 марта 1994 года на заседании 13-й сессии Верховного Совета Республики Беларусь двенадцатого созыва была принята Конституция Республики Беларусь. С этого момента Советы стали именоваться Советами депутатов.

Прочный фундамент управления городом, созданный предыдущими поколениями, налагает огромную ответственность на нынешний депутатский корпус, который призван сохранить достигнутое и привнести свое. Все годы работы Совета были нелегкими, но созидательными. Нынешние депутаты трудятся также в очень непростое время мировых кризисов, ломки общественных формаций, изменения форм собственности. Минский городской Совет депутатов призван вырабатывать неординарные решения, беречь созданное народом, грамотно и экономно распоряжаться средствами, которые заработаны нелегким трудом.

Работа Мингорсовета складывается не только из решения общегородских задач, но и из реализации индивидуальных депутатских программ, выполнения наказов избирателей, участия во всех событиях городской жизни. При таком отношении к работе формируется городская атмосфера, система управления здравоохранением, образованием, торговлей – всем тем, что необходимо каждому горожанину.