Главная / Все события / Единый день информирования
Перспективы градостроительного развития в городе Минске

Градостроительная политика реализуется в г. Минске в направлении дальнейшего повышения качества и безопасности среды жизнедеятельности минчан и гостей белорусской столицы.

Единством и гармонией природы и городской застройки определяется сегодня качество городской среды. Чистота воздуха и яркая выразительность городской застройки, чистота городских улиц и площадей и удобная планировка жилья – все это благотворно влияет на человека. Ключ к равновесию и гармонии между естественной и искусственной средой лежит в градостроительстве и той политике, которая в наибольшей степени учитывает природный и социально-экономический потенциал территории и опирается на опыт и традиции предшествующих периодов развития.

Минск – город с тысячелетней историей. Следы первого поселения городского типа (замчища) датируются концом XI века. Позднее в XII – XIII веках в окружении Минского замка сформировался ремесленный посад. В конце XIV – начале XV века город становится административным и торговым центром и в 1496 году получает грамоту на самоуправление.

В XX столетии в период активного формирования городских центров системы расселения основным документом, определяющим градостроительную политику развития г. Минска, становится его генеральный план.

В довоенном генеральном плане Минска 1940 года было запланировано удвоение численности населения с 250 до 500 тыс. человек. Однако, в годы оккупации (1941-1944 гг.) население города уменьшилось до 45-50 тыс. человек, были полностью разрушены городской центр и железнодорожный узел, разрушены 313 или 94% всех предприятий и 80% жилого фонда города.

Послевоенная градостроительная политика по существу была направлена на создание нового города с крупными производственными комплексами, широкими проспектами и большими архитектурными ансамблями площадей.

Первым послевоенным генеральным планом масштаб развития г. Минска к 1960 году определялся численностью населения до 500 тыс. человек.

Генпланом 1965г. планировалось удвоить – до 1000 тыс. человек численность населения к 1980 году, однако миллионный житель родился уже в 1972 году, а к расчетному сроку в столице уже проживали 1347 тыс. минчан.

Диспропорции форсированного развития г. Минска в 80-е годы потребовали новой градостроительной политики с решением задач сдерживания темпов роста города. Однако и в генеральном плане с 1982 по 2000 год планировался рост численности населения до 2000 тыс. человек, а позднее в корректуре генплана 1996 года численность населения на 2010 год была увеличена до 2100 тыс.человек.

Современная градостроительная политика осуществляется в соответствии с генеральным планом г. Минска, который был утвержден Указом Президента Республики Беларусь в 2003 году. Этим документом впервые был уменьшен масштаб развития столицы с параметрами численности населения до 1900 тыс. человек на расчетный срок до 2030 года.


В период с 2003 года комплексное территориальное развитие всех градоформирующих систем г. Минска, планировки и застройки его жилых и промышленных районов осуществлялась в соответствии с основными положениями государственной градостроительной политики, утвержденной Президентом Республики Беларусь в форме генерального плана столицы. Сегодня можно сказать, что созидательный труд минчан – рабочих и служащих, проектировщиков и строителей – воплотился в облике прекрасного города, в котором живут и трудятся 1 834 200 человек, приезжают сотни тысяч гостей и покидают город с чувством уважения к таланту и трудолюбию его жителей.

Вместе с тем темпы роста г. Минска существенно превысили плановые показатели 2003 года и составили: удвоение ежегодного прироста населения до 15 тыс. человек и ввода нового жилого фонда до 1100 тыс.м2 в год. Вследствие этого Мингорисполкомом в 2006 году была развернута работа по актуализации градостроительной политики развития г. Минска с корректировкой основных положений генерального плана. Такая работа была выполнена с привлечением отраслевых институтов, рассматривалась на различных уровнях ведущими специалистами и экспертными организациями республики, согласована органами государственного управления и была утверждена Указом Президента Республики Беларусь 05.05.2010 г. №234.

Цели и задачи градостроительной политики Генерального плана столицы взаимосвязаны с планами развития системы расселения республики, Минского региона и пригородной зоны.

Градостроительная политика развития Минска разработана с параметрами многофункционального города европейского значения – с высокоразвитой промышленностью, сферой услуг, что отвечает положениям Государственной схемы комплексной территориальной организации Республики Беларусь (утв. Указом в 2007 г.).

Реализация политики развития межгосударственных связей г. Минска в масштабе Евразийского континента будет обеспечиваться за счет строительства двух транспортно-коммуникационных коридоров: № 2 – на направлении Берлин – Варшава – Москва – Нижний Новгород и № 9Б – на направлении Киев – Гомель – Вильнюс – Калининград. Развитие народно-хозяйственных связей г. Минска с населенными пунктами республики будет обеспечиваться совершенствованием и наращиванием транспортных и иных коммуникаций по всем направлениям.

Градостроительная политика развития г. Минска также учитывает комплекс задач и интересов взаимосвязанного социально-экономического и территориального развития пригородного окружения на землях 11 административных районов на площади 9200 км2 с населением 463 тыс. человек. Подробно основные положения такой градостроительной политики разработаны по заданию Мингорисполкома в составе проекта пригородной зоны г. Минска и утверждены в 2008 году совместным решением Миноблисполкома и Мингорисполкома. Примером взаимного сотрудничествами являются конкретные договоренности в отношении планов развития ряда населенных пунктов пригородной зоны в форме городов-спутников, в числе которых города Заславль, Смолевичи и Логойск.

Разработка внутригородской градостроительной политики и ее реализация осуществляются на основе подробного анализа современного использования территории, оценки имеющихся и расчет необходимых для развития города ресурсов, а также анализа зарубежного и отечественного опыта в области градостроительства.

Базовыми положениями градостроительной политики являются прогнозно-целевые показатели социально-экономического развития города до 2030 года, разработанные с учетом Стратегического плана устойчивого развития г. Минска со следующими параметрами:
  • население – до 2000,0 тыс. чел., в т.ч. на период до 2015 года 1900,0 тыс.чел. (прирост всего с 2006г. до 220,0тыс.чел.; прирост по отношению к генплану – 100,0 тыс. человек.);

  • занятость – в сфере услуг – до 65% (прирост до 5%) и в сфере производства – до 35% (снижение до 5%);

  • жилищный фонд – 62000,0 тыс. м общ. площади (прирост до 28 270 тыс.м );

  • обеспеченность жилым фондом – 31,0 м2 общ. площади /чел. (прирост 11,0м2 общ. площади /чел.);

  • обеспеченность озелененными территориями общего пользования – 21,0м /чел. (прирост 10,1м /чел.);

  • уровень автомобилизации — 380 маш./1000 чел. (социальный ориентир – один автомобиль на одну семью).
Необходимо отметить, что в одобренном решениями 11-й сессии Минского городского Совета и решением Мингорисполкома в 2004году «Стратегическом плане устойчивого развития г. Минска на период до 2020 года» подробно представлены социальные и экономические аспекты политики городского развития, среди которых можно выделить пять основных стратегических направлений: «Минск — город здоровья и высоких социальных стандартов»; «Город знаний и наукоемких технологий»; «Город – центр международных коммуникаций»; «Город, привлекательный для предпринимательства и инвестиций»; «Город, развивающий демократию с широким участием граждан».

Необходимый для достижения заявленных целей экономический фундамент формируется градостроительной политикой в направлении развития в г. Минске производственных предприятий и предприятий сферы услуг. Градостроительный потенциал занятых сегодня предприятиями города 4,7 тыс. га территорий в случае запланированного преобразования производственно-хозяйственного комплекса г. Минска в комплекс нового технологического уклада позволит практически вдвое увеличить число рабочих мест. Тем не менее, для размещения промышленных и коммунальных объектов генпланом зарезервированы около 1300га незастроенных территорий с целью сбалансированного формирования новых жилых районов города, в т.ч. за счет создания рабочих мест по месту жительства.

Сфера жилищного строительства (см. презентацию) поставлена в центр градостроительной политики развития г. Минска. Приоритетность развития данной сферы определяется сегодня численностью более 250 тысяч нуждающихся в улучшении жилищных условий минчан, а также низким средним уровнем обеспеченности жилым фондом — 19,5 м общ. пл./чел, что на 75% ниже аналогичного показателя большинства западноевропейских столиц и на 5% ниже уровня областных городов республики.

Для развития жилищного строительства градостроительными планами зарезервированы 17,1 тыс. га, что с учетом запланированной структуры (95% – многоквартирная жилая застройка и 5% – усадебная жилая застройка) позволит разместить всего порядка 50 000,0 тыс. м общей площади, из которых с 2006 по 2030 г. планируется построить более 28 300 тыс. м общей площади. Это позволит достичь комфортного уровня обеспеченности жилого фонда – порядка 31,0м2/чел.

В планах города в период до 2015 г. – выход на уровень обеспеченности жилым фондом 24,0 м общ. пл./чел, что станет возможным в случае концентрации инвестиций из всех источников и поддержки мощностей строительного комплекса г. Минска на уровне ежегодного объема ввода жилья не менее 1200,0 тыс.м2 общей площади.

Таблица 1. Объемы жилищного строительства на 2013 - 2015 гг.

Районы размещения Объемы жилищного строительства
на 2013-2015 гг.
тыс. кв. метров общей площади %
Размещение жилищного строительства в городе Минске - всего 4950,0 100,0
     в том числе по районам застройки:    
1. новые районы, свободные от застройки 800 16
2. районы завершающего строительства 1560 32
3. реконструируемые территории (со сносом жилищного фонда) 1710 34
4. районы выборочного строительства на территориях уплотнения 520 11
5. территории с изменением функций (реконструкция общественных, производственных территорий в жилые) 360 7

Как видно из приведенных данных, объем жилищного строительства на свободных территориях на 2013-2015 гг. составит 2360 тыс. кв. метров. Освоение реконструируемых территорий, территорий уплотнения, территорий с изменением функции является проблемной (снос усадебной застройки, суды и пр.). Поэтому реальный объем на 3-х летку будет ниже (в пределах 4,5 млн. кв. метров).

С учетом неосвоенных от запланированного в 2013-2015 гг. территорий (1000 тыс. кв. м.), объем жилищного строительства в городской черте на 2016-2030 г.г. составит 8000 тыс.кв.м.

Государственной программой строительства крупных жилых районов для жителей г. Минска в городах-спутниках и выноса (переноса) из столицы в населенные пункты республики некоторых производственных объектов, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 29.06.2010 № 976 предусмотрено строительство в г. Смолевичи, г. Заславль и Смолевичском районе (усадебная жилая застройка) до 2020 г. жилых домов общей площадью 2600 тыс. кв. м. По уточненным данным на текущий период мы имеем 1805 тыс. кв. м.

Таким образом, общий объем жилищного строительства с учетом городов-спутников, который позволяют территориальные возможности города, в соответствии с генеральным планом г. Минска, на период 2016-2030 г. составит около 10 млн. кв. м., что недостаточно для выхода на установленный генеральным планом уровень жилищной обеспеченности к 2030 году – 31 кв. метров на человека, при средних объемах ежегодного ввода жилья в 2010-2030 гг. не менее 1,2 млн. кв. метров. Дефицит территорий составляет около 15 млн. кв. метров.

Стратегией развития г. Минска, заложенной в генеральном плане, предусматривалось дальнейшее освоение жилых районов за пределами Минской кольцевой автодороги. Для этого в 2009-2010 гг. была подготовлена градостроительная документация по районам Щомыслица, Дегтяревка, Тарасово, Сеница, Новый двор, Ельница, Малый Тростенец, Северный, а по Щомыслица и Северный выполнены проекты застройки.

Политика развития сферы обслуживания направлена на достижение комплексного и сбалансированного ее развития на 4-х уровнях: столичном (межселенном), общегородском, районном и локальном (микрорайонном).

Акцентируется приоритетное развитие городом столичных функций. Для этого планируется завершить регенерацию исторических кварталов и осуществить реконструкцию на территории «центрального ядра» (земли в границах первого кольца) с увеличением социально-экономического потенциала застройки, в т.ч. путем вытеснения промышленных и складских объектов и строительства на их территориях уникальных деловых, информационных и торгово-сервисных центров. Уникальные столичные объекты будут строиться и в новых районах: на пр. Независимости — в районе Национальной библиотеки, на пр. Победителей — в районе комплекса «Минск-Арена», а также на ул. Жуковского – в районе планируемого строительства делового центра «Минск-Сити».

Многофункциональные общественные комплексы планируется построить и в районах транспортно-пересадочных узлов и на въездах в город.

Политика развития природно-ландшафтного комплекса направлена на создание благоприятных условий для жизни и здоровья минчан. Достижение оптимальной величины природных территорий (включая 1100га водных акваторий) — около 29% площади города – будет обеспечено путем их увеличения с 6,4 тыс.га до 15,7 тыс.га. Это позволит ликвидировать дефицит парковых территорий всех районов города.

Строительство новых городских и районных парков запланировано в зоне водно-зеленого диаметра г. Минска на пойменных ландшафтах протекающей через центр города реки Свислочь, в зоне «зеленого кольца» на природных ландшафтах Слепянской и Лошицкой водно-зеленых систем, а также на периферии города в зонах природных ландшафтов городских лесов и лесопарков.


Градостроительной политикой развития улично-дорожной сети и массового пассажирского транспорта определяется архитектурно-планировочная структура (конструкция) города. Будет сохранена политика формирования в г. Минске радиально-кольцевой структуры магистральных улиц и дорог.

Будет продолжено формирование планировочного каркаса города 10-ю радиальными проспектами в направлении городов европейской системы расселения и 4-мя кольцевыми автомагистралями, что обеспечит внешние связи г. Минска со следующими городами: Витебск, Борисов, Орша, Могилев, Гомель, Слуцк, Брест, Гродно, Молодечно и Мядель, а также защитит городской центр от потоков транзитного транспорта (1 кольцо), организует потоки транспорта центральной зоны (2 кольцо), свяжет в целое жилые районы города (3 кольцо) и организует потоки пригородного транспорта (МКАД).

Политика приоритетного развития улично-дорожной сети, исчерпавшей пропускную способность вследствие форсированного роста автомобилизации населения, потребует наращивания ежегодных объемов строительства и реконструкции не менее 15,0 км основных и дублирующих городских улиц и 3-4 транспортных путепроводов и развязок.

Важным направлением городской политики является совершенствование системы пассажирских сообщений, которое запланировано из условий развития всех видов городского и пригородного пассажирского транспорта и «замораживания» растущего объема передвижений легковыми автомобилями. Большое развитие получит Минский метрополитен, общую протяженность линий которого планируется довести к 2030 году до 56,0км. Дальнейшее развитие получат трамвай, троллейбус и автобус. Намечена также организация пассажирских сообщений в городе железнодорожным транспортом, что сократит время передвижения на протяженных маршрутах и повысит комфортность поездок части населения в часы «пик».

Градостроительная политика г. Минска в форме генерального плана города рассматривалась депутатами Минского городского Совета, руководством Миноблисполкома, Мингорисполкома, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, ведущими специалистами республики – членами городского, областного и республиканского градостроительных Советов и др. В сентябре текущего года более 8000 минчан ознакомились с материалами генерального плана г. Минска. Выводы и предложения по итогам общественного обсуждения нашли отражение в документах генплана.

После утверждения в установленном порядке генеральный план г. Минска стал стратегическим документом общего планирования, объединяющим градостроительную деятельность горожан и инвесторов, застройщиков и органов государственного управления города и республики, направленную на достижение комплексного, сбалансированного и устойчивого развития столицы.

Повседневная реализация стратегических направлений градостроительной политики развития г. Минска осуществляется путем разработки проектов специального планирования, включая отраслевые схемы развития водохозяйственного и теплоэнергетического комплексов, схем развития пассажирского транспорта и дорожного строительства, охраны окружающей среды и другие, в составе которых подробно определяются основные положения развития отдельных систем жизнедеятельности города и конкретизируются мероприятия и необходимые материальные и финансовые ресурсы.

То же в отношении достижения целей комплексного сбалансированного развития отдельных районов г. Минска обеспечивается путем текущего планирования и разработки детальных градостроительных проектов с установлением физических параметров планировки и застройки инвестиционных участков, территорий микрорайонов массового жилищного строительства, реконструкции и т.д. В настоящее время около 80% городских территорий обеспечены детальными градостроительными проектами.

Важным инструментом реализации текущей градостроительной политики являются 12 специальных программ городского развития, которые включают в себя практически все сферы жизнедеятельности города. Среди них можно отметить программы реконструкции фасадов, благоустройства внутридворовых территорий, подсветки зданий и др. Особое внимание уделяется программам развития инженерно-транспортной инфраструктуры города.
Информация подготовлена по материалам
комитета архитектуры и градостроительства
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2020