Главная / Все события / Единый день информирования
Создание условий для развития малого и среднего предпринимательства как фактор социально-экономического развития г.Минска

Малый и средний бизнес занимает значительное место в социально-экономическом развитии г. Минска, играет заметную роль в росте занятости населения.

Большая часть малых и средних предприятий (44%) сконцентрирована в г. Минске. Это объясняется тем, что г.Минск обладает развитой производственной инфраструктурой, на его территории расположены значительные производственные мощности и квалифицированные кадры.

На 01.05.2015 в г.Минске осуществляет деятельность 45 977 субъектов малого и среднего бизнеса и 70731 индивидуальных предпринимателей. Удельный вес в поступлениях города за январь – апрель т.г. – 31,9%. Поступление платежей в бюджет составило 9,7 трлн.рублей.

В городе ежедневно регистрируются новые организации, но одновременно с этим наблюдается и обратный механизм - ликвидация. В период 4 месяцев т.г. зарегистрировано 1686 юридических лиц (из них 109 организаций с основным видом деятельности производство), одновременно исключено из ЕГР – 1315. Чаще завершают деятельность в основном предприятия в сфере торговли и оказания услуг, для которых характерна быстрая оборачиваемость вложенных средств. Многие становятся банкротами – это естественный процесс, «выживает сильнейший».

Устойчивое развитие производственного малого бизнеса требует создания благоприятных внешних условий для его функционирования. Под стратегической политикой развития малого производственного бизнеса подразумевается осуществление мероприятий по его поддержке.

В г.Минске реализуется Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на 2013 - 2015 г.г. одной из целей которой является развитие системы финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства, реализующих инвестиционные проекты, направленные на производство экспортоориентированной, импортозамещающей продукции, внедрение новых технологий, энерго-ресурсосбережение.

В 2015 году на реализацию мероприятий Программы предусмотрено 50,0 млрд. рублей, в т.ч. не менее 40,0 млрд.руб. предусматриваются для размещения во вклады (депозиты) банков Республики Беларусь с целью предоставления льготных банковских кредитов субъектам малого предпринимательства г. Минска.

С начала 2015 года согласовано 9 инвестиционныхпроектов на сумму 14,5 млрд. рублей для выдачи льготных кредитов.

Кроме того, предоставлена государственная финансовая поддержка в виде возмещения части расходов на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях 2 субъектам малого предпринимательства на сумму 78,9 млн. рублей.

Развитие имущественной поддержки малого предпринимательства направлено на расширение возможностей по эффективному использованию имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности. В целях повышения эффективности использования зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в коммунальной собственности г. Минска,а такжеинформационного обеспечения субъектов предпринимательства на сайте Минского горисполкома создан новый информационный ресурс (кнопка) «Площади для бизнеса». Этот ресурс содержит реструктурированные Сведения о неиспользуемых помещениях и площадях организаций коммунальной и республиканской собственности, расположенных в г.Минске по их функциональному назначению.

Сегодня порядка 90% бизнеса осуществляют свою деятельность на арендованных площадях. За 5 месяцев т.г. предоставлено в аренду (субаренду) 777 новым субъектам хозяйствования 77,3 тыс. кв. метров площадей.

Проводится работа по расширению и развитию сети субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

В городе осуществляют деятельность 24 центра и7 инкубаторов, посредством которых обеспечивается оказание субъектам малого предпринимательства содействия в организации и осуществлении предпринимательской деятельности.

В городе функционирует не имеющий аналогов в республике молодежный бизнес инкубатор КУП «Молодежная социальная служба», его особенностью является создание мини кластеров, которые позволяют молодым предприятиям интегрироваться между собой, что дает синергетический экономический эффект, а также высокую «выживаемость» предприятий (более 93%).

В основном предприятия инкубаторов занимаются оказанием услуг (62%), производством (27%), строительством (8,7 %). Созданные в инкубаторе условия и, прежде всего, льготная арендная плата позволяют наращивать объемы резидентам инкубаторов.

Эффект от деятельности малых предприятий достигается и благодаря развитию системы субподрядных отношений с крупными компаниями. В рамках производственной кооперации сформирован перечень импортируемых комплектующих, товаров и услуг, используемых крупными предприятиями, который доведен до сведения общественных объединений, союзов предпринимателей, а также субъектов хозяйствования, осуществляющих производственную деятельность.

Сегодня наряду с задачей содействия дальнейшему росту частного сектора экономики стоит не менее важная задача по повышению качества бизнеса, создания прозрачной системы взаимоотношения с бизнес-сообществом, общественно-консультативным советом по развитию предпринимательства, проведения постоянного мониторинга ситуации в предпринимательской среде, с целью своевременного выявления проблемных вопросов развития МСП и выработки эффективных способов их решения, в том числе с внесением соответствующих предложений в Правительство.

Необходимо, чтобы и предпринимательское сообщество качественно изменило приоритеты развития частного бизнеса, стремилось к активизации производственной, инновационной и внешнеэкономической деятельности, принимало меры, направленные на повышение уровня культуры предпринимательства, а также социальной ответственности бизнеса как одного из механизмов обеспечения сбалансированного социально ориентированного и экономически эффективного развития.

На сегодня существует еще целый ряд возможностей для того, чтобы вклад малого и среднего бизнеса в ВВП значительно увеличился.

По-прежнему остро стоят вопросы, требующие пристального внимания: отмена регулирования цен, совершенствование антимонопольного законодательства, уменьшение размеров штрафных санкций, упрощение документооборота, упрощение сертификации товаров и услуг, обеспечение доступности кредитных ресурсов и др.

В нынешнем году особый упор будет сделан на проведение обучающих семинаров для руководителей малых предприятий по вопросам внешнеэкономической деятельности, на расширение и поддержку стартап-мероприятий для начинающих предпринимателей с участием инвесторов и интерактивные конкурсы инновационных бизнес-проектов.

Минским горисполкомом принимаются необходимые меры по улучшению условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2020