Главная / Все события / Единый день информирования
Государственная политика и гарантии государства
в области содействия занятости населения

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики в области содействия занятости населения, гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Республики Беларусь на труд и социальную защиту от безработицы закреплены в Законе «О занятости населения Республики Беларусь» № 125-З от 15.06.2006.

Занятость - деятельность граждан Республики Беларусь (далее - граждане), связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу (оказанную услугу, создание объектов интеллектуальной собственности).

Безработица - явление в экономике, при котором часть трудоспособного населения, желающая работать на условиях трудового, гражданско-правового договоров или заниматься предпринимательской деятельностью, деятельностью по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельностью, не может применить свою рабочую силу.

Безработный - трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, который зарегистрирован в органах по труду, занятости и социальной защите в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней.

Оплачиваемые общественные работы - общедоступные виды работ, выполняемые по срочным трудовым договорам, имеющие социально полезную направленность и организуемые в качестве дополнительной социальной поддержки безработных и граждан, ищущих работу.

Органы государственной службы занятости населения -Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, комитеты по труду, занятости и социальной защите областных, Минского городского исполнительных комитетов, управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов.

Государство в области содействия занятости населения гарантирует гражданам:
  • право на выбор профессии, рода занятий и работы;

  • охрану труда, в том числе на здоровые и безопасные условия труда, правовую защиту от необоснованных увольнения или отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством о труде;

  • бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой с учетом общественных потребностей.
Государство гарантирует безработным:
  • бесплатную профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с учетом общественных потребностей и в соответствии с имеющимися склонностями, способностями, навыками и особенностями их психофизического развития;

  • выплату пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении;

  • компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением органами по труду, занятости и социальной защите на работу (обучение) в другую местность;

  • бесплатный медицинский осмотр при приеме на работу и направлении на обучение;

  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

  • содействие в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности.

  • дополнительные гарантии в области содействия занятости населения гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда (детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, родителям в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающим детей-инвалидов; инвалидам; освобожденным из мест лишения свободы; впервые ищущим работу в возрасте до 21 года; лицам предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях); ветеранам боевых действий на территории других государств, уволенным с военной службы в связи с окончанием срочной службы, ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам без права на пенсию; эвакуированным, отселенным, самостоятельно выехавшим с территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, иным гражданам).
Дополнительные гарантии в области содействия занятости населения гражданам, обеспечиваются путем установления брони для приема на работу и другими мерами.

Право граждане на выбор места работы, реализуется посредством прямого обращения к нанимателю.

Регистрация граждан в качестве безработных является административной процедурой и осуществляется по их месту жительства органами по труду, занятости и социальной защите при личном обращении. При регистрации безработным гражданин предъявляет документы, предусмотренные законодательными актами (паспорт, документы об образовании, трудовая книжка и др.).

В рамках реализации государственной политики занятости и в целях регулирования вопросов занятости населения и безработицы разрабатывается Государственная программа содействия занятости населения. Государственная программа содействия занятости населения на 2015 год утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.02.2015 № 77. Для обеспечения её выполнения решением Минского городского Совета депутатов от 20.03.2015 №117 утверждён План мероприятий по обеспечению содействия занятости населения г.Минска на 2015 год.

Занятость и рынок труда

В течение последних лет факторами, влияющими на формирование рынка труда, являются:
  • сокращение численности трудоспособного населения;

  • формирование единого рынка труда в границах государств Единого экономического пространства и нарастающие миграционные потоки.
В текущем году в результате кризисных явлений на внешних и внутреннем рынках товаров и услуг, спада объёмов производства отмечается ухудшение конъюнктуры рынка труда, сокращение спроса экономики на кадры, рост регистрируемой и скрытой безработицы.

В основном секторе экономики г. Минска в январе-мае было занято 628,7 тыс. человек (58% всех занятых). По сравнению с январем-маем 2014 года среднесписочная численность постоянных работников данного сектора снизилась на 1,8% или на 11,8 тыс. человек.

Структура занятости в основном секторе экономики

Приём новых работников (65,1 тыс. чел.) восполнил численность уволенных (76,1 тыс. чел.) на 85,4%. Низкий уровень замещения выбывших кадров в промышленности (60%) и в строительстве (71%).

В экономике города сохраняется тенденция роста вынужденной неполной занятости. По сравнению с январем-маем 2014 года численность работников, работавших в таком режиме, увеличилась в 3,8 раза (33,7 тыс. чел.). Кроме того, в целодневных простоях находилось 55,5 тыс. работников.

В 1 полугодии 2015 года в службу занятости города за содействием в трудоустройстве обратилось 13,4 тыс. граждан, из них 10,5 тыс. безработных.

В числе состоящих на учете безработных - 73% мужчин, 25% - молодёжь в возрасте до 31 года. Среди зарегистрированных безработных 24,5% составляли длительно неработающие граждане. Средний возраст безработного увеличился до 40 лет.

В г.Минске уровень регистрируемой безработицы вырос и на 01.07.2015 составил 0,6% к численности экономически активного населения.

Для обеспечения мобильности кадров на рынке труда служба занятости населения формирует электронный банк вакансий. К данному информационному ресурсу, размещенному на Интернет-портале Мингорисполкома (www.minsk.gov.by), в 1 полугодии текущего года зафиксировано свыше 8 миллионов обращений граждан. В среднем ежемесячно информация о наличии свободных рабочих мест поступала от 1,2 тыс. организаций. В базе данных на 01.07.2015 насчитывалось 8,3 тыс. вакансий.

Динамика числа заявленных вакансий, мест

Спрос на кадры на 70% сформирован отраслями сферы услуг. Наибольшее число свободных рабочих мест сосредоточено в здравоохранении и предоставлении социальных услуг (23%), строительстве (19%), образовании (12%), промышленности (11%).

На рынке труда города отмечается ухудшение соотношения спроса и предложения, снизилась обеспеченность свободными рабочими местами. В среднем на каждого зарегистрированного безработного приходится 1,3 свободных рабочих места. Существенно сократилось число вакансий для неквалифицированного труда.

Сохраняется значительный спрос нанимателей на рабочих строительного профиля (арматурщиков, бетонщиков, каменщиков, маляров, штукатуров, облицовщиков-плиточников), продавцов, контролеров-кассиров, поваров, слесарей-сантехников, электромонтеров, электрогазосварщиков, неквалифицированных рабочих и др. Также высока потребность во врачах, медицинских сестрах, фельдшерах, инженерных кадрах. Отмечается текущая потребность в руководителях первого уровня, специалистах (различных квалификаций), мастерах, провизорах, рентгенлаборантах, воспитателях дошкольных учреждений, помощниках воспитателя, преподавателях, учителях.

Одновременно, по ряду профессий число претендентов из числа безработных превышает число вакансий (водитель автомобиля, столяр, слесарь механосборочных работ, слесарь-ремонтник, слесарь по ремонту автомобилей, плотник, столяр, кладовщик, подсобный рабочий, дорожный рабочий, рабочий зеленого строительства, укладчик-упаковщик, охранник, грузчик, уборщик, сторож и др.).

О результатах содействия занятости населения г.Минска в январе-июне 2015 года.

Реализация мероприятий Государственной программы содействия занятости населения направлена на стимулирование экономической активности и повышение конкурентоспособности незанятых граждан, содействие трудоустройству целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке, снижение дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда.

Всего в первом полугодие 2015 года активными мерами содействия занятости было охвачено 5,6 тыс. безработных (43% от числа нуждавшихся в содействии). Всего оказано содействие и трудоустроено по направлению службы занятости 5,4 тыс. человек, из них 3,7 тыс. безработных.

В целях повышения конкурентоспособности на рынке труда на профессиональное обучение направлено 569 безработных, из них 380 человек (67%) – по рабочим профессиям. Из общего количества направленных на обучение 37% составляли женщины, 36% - молодежь в возрасте 16-30 лет. Обучение проводится на базе 10 учебных заведений по трем образовательным программам дополнительного образования взрослых: подготовка, переподготовка, обучающие курсы. Среди направленных на обучение безработных увеличился удельный вес длительно неработающих (в 1,6 раза), инвалидов (в 1,6 раза), уволенных по соглашению сторон (в 1,7 раза), высвобожденных (в 4 раза).

Справочно.

Обучение осуществлялось по профессиям: «водитель троллейбуса», «водитель трамвая», «кладовщик», «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «повар», «электрогазосварщик», «слесарь по ремонту автомобилей, монтировщик шин и шинно-пневматических муфт», «оператор станков с ПУ» и др.


В оплачиваемых общественных работах приняли участие 1,4 тыс. человек. Оказано содействие в организации предпринимательской деятельности с предоставлением субсидии 64 безработным. Обеспечивалась адаптация к трудовой деятельности инвалидов из числа безработных. Организовывалось трудоустройство безработных выпускников учреждений образования по программе «молодёжная практика» и временная трудовая занятость молодежи в свободное от учебы время (1155 чел.).

На постоянную работу трудоустроено 254 человека из числа лиц, обязанных возмещать расходы на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

В объемах, предусмотренных законодательством, безработным гражданам выплачивались пособия по безработице и стипендии. Право на получение пособия по безработице в январе-июне 2015 г. имели 7,0 тыс. человек. Средний размер пособия в июне составил 194,7 тыс. рублей или 13% бюджета прожиточного минимума.

В целом на мероприятия по обеспечению содействия занятости населения г. Минска в 2015 году предусмотрено 19,3 млрд. рублей, что в 1,5 раза больше, чем в 2014 году. По результатам первого полугодия освоено 8 194,6 млн. рублей или 42,4% годового финансирования.

Численность безработных в г. Минске на 01.07.2015 составила 6389 человек и увеличилась относительно начала года в 1,6 раза.

Рост безработицы, в основном, обусловлен обращениями длительно неработающих граждан в целях получения статуса безработного в связи с принятием Декрета Президента Республики Беларусь от 02.04.2015 № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» (далее – Декрет). Согласно Декрету граждане, зарегистрированные в качестве безработного, либо проходящие обучение по направлению государственной службы занятости, признаются участвующими в финансировании государственных расходов.
По материалам комитета по труду,
занятости и социальной защиты Мингорисполкома
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2020