Главная / Все события / Единый день информирования
ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА –

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Интеллектуальный (человеческий) капитал – один из важнейших факторов инновационного развития любой страны.

Сегодня благосостояние белорусской нации напрямую зависит от способности экономики создавать и эффективно использовать интеллектуальный капитал, поскольку конкурентные преимущества стран на мировом рынке во многом зависят от уникальных факторов нематериального характера.

Например, США ежегодно получают от экспорта наукоемкой продукции около $700 млрд., Германия − $530 млрд., Япония −  $400 млрд.

Одной из основных составляющих человеческого капитала является уровень образования, компетенций, приобретенных в процессе обучения.

Выступая с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 29 апреля 2015 г ., Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко отметил: «Ведущую роль в повышении качества человеческого потенциала играет система образования. В орбиту ее деятельности прямо или косвенно включено практически все население страны».

Обеспечение доступности и качества общего среднего образования – ключевой приоритет устойчивого развития Республики Беларусь.

Доступность общего среднего образования обеспечивается за счет:
    развития многофункциональной сети учреждений общего среднего образования (начальные, базовые, средние школы, учебно-педагогические комплексы, гимназии, лицеи, суворовские, кадетские училища и иные виды),

    создания структурных подразделений в учреждениях высшего образования для реализации образовательной программы среднего образования.
Среднее образование в вечерних классах средних школ можно получить также в вечерней и заочной формах получения образования.

В 2014/2015 учебном году в подчинении Министерства образования Республики Беларусь функционировали 3074 учреждения общего среднего образования (в сельских населенных пунктах – 1837, в городских – 1237). В учреждениях общего среднего образования обучались 931,3 тыс. учащихся (в сельских населенных пунктах – 187,2 тыс. учащихся, в городских – 744,1).

Обучение и воспитание в учреждениях общего среднего образования осуществляются на белорусском и (или) русском языках. Выбор языка обучения и воспитания определяется учредителем учреждения образования с учетом пожелания учащихся и родителей (законных представителей несовершеннолетних) учащихся. Функционируют учреждения общего среднего образования, в которых обучение и воспитание осуществляются на польском языке (817 учащихся), литовском языке (136 учащихся).

С 2015/2016 учебного года в 1011 классах вводится профильное обучение в целях дальнейшего развития среднего образования, формирования у учащихся компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике.

С целью формирования сети профильного обучения учреждениями образования г.Минска проведено изучение готовности и заинтересованности всех участников образовательного процесса в организации профильного обучения. Проанализирована обеспеченность кадровыми, материально-техническими и учебно-методическими ресурсами. В результате, в  2015/2016 учебном году открыто 394 десятых класса. Из них: 189 базовых (49%), 169 - первой модели (43%), 34 - второй, 2 класса третьей модели.

Также открыты восемь классов профессиональной направленности (297 учащихся) в учреждениях общего среднего образования Заводского (1 класс), Первомайского (2), Фрунзенского (4), Центрального (1) районов. Из них 1- военно-патриотической направленности (СШ № 143), 2 - правовой (СШ№ 94, 116), 5 педагогических классов (СШ № 6, 126, 203, гимназии № 3, 20).

Направления профильного обучения формируются с учетом реальных потребностей рынка труда, перечня вступительных испытаний в учреждения высшего образования, образовательных запросов учащихся и их родителей, возможностей и традиций учреждения общего среднего образования. Профильное обучение будет способствовать повышению конкурентоспособности  отечественного образования и создаст необходимые условия для формирования и использования человеческого капитала в целях обеспечения устойчивого социально-экономического и духовного развития страны. Будет обеспечено рациональное распределение потоков выпускников II ступени общего среднего образования по каналам дальнейшего получения образования с учетом реальных потребностей рынка труда.

Для обучающихся профильное обучение выступает средством удовлетворения потребностей в изучении на повышенном уровне учебных предметов, необходимых им для дальнейшего продолжения образования, формирования способности планировать свой профессиональный и жизненный путь на основе соотнесения собственных возможностей и потребностей общества и государства в востребованных профессиях и специалистах.

В республике эффективно функционирует система работы с одаренными и талантливыми учащимися и студентами с использованием передовых методик и современных образовательных технологий.

Сохранены сформированные за многие годы подходы к организации работы по выявлению и поддержке талантливых детей и молодежи. В этих целях ежегодно проводятся:
    республиканская олимпиада по учебным предметам;

    республиканский конкурс исследовательских работ (конференции) учащихся по учебным предметам;

    республиканские турниры юных физиков, юных математиков.
В 2015 году на международных предметных олимпиадах белорусскими школьниками завоеваны 37 медалей (1 золотая, 15 серебряных и 21 бронзовая медаль), в 2014 году − 38 медалей (2 золотые, 21 серебряная и 15 бронзовых).

В г.Минске организация работы с одаренными и высокомотивированными  учащимися является одним из стратегических направлений деятельности учреждений образования. В 2015 году в заключительном этапе республиканской олимпиады по учебным предметам приняло участие 198 учащихся (2014 год – 208, 2013 год - 195). По его итогам команда г. Минска заняла первое место в командном зачете. Завоевано 114 дипломов, что на 4 диплома больше, чем в 2014 году (2014 год - 110, 2013 год - 116). Из них:
    дипломов первой степени – 22 (20%) (2014 год – 31, 2013 год – 38);

    дипломов второй– 38 (33%) (2014 год – 38, 2013 год – 41);

    дипломов третьей– 54 (47%) (2014 год –41, 2013 год – 37).
В процентном соотношении количество дипломов в 2015 году выросло на 1,35% по сравнению с 2014 годом и составило 17,59 %. Отрыв столичной команды от регионов увеличился на 11 дипломов и составил - 25 дипломов (2014 год – 14, 2013 год – 16).

Учащиеся учреждений образования города Минска  традиционно показывают хорошие результаты на республиканском конкурсе работ исследовательского характера по учебным предметам. В 2015 году ими получено 43 диплома (2014 – 48, 2013 – 58). Учащиеся г. Минска заняли 1-е общекомандное место в республике (2014 год – 1-е место; 2013 год – 1-е место). Наибольшее количество призовых мест получили учащиеся Советского (9), Фрунзенского (6), Московского (6), Центрального (5) районов.

В 2014/2015 году на различных международных конкурсах, олимпиадах, турнирах успешно выступили 21 учащийся 10-11 классов из 12 учреждений общего среднего образования города. Учащиеся столичных гимназий и школ демонстрировали высокий уровень знаний по математике на олимпиадах в Турции, ЮАР, на турнире в Германии, по физике - в Казахстане, по химии - в России (Москва), Вьетнаме, по программированию – в России (Москва). Завоеваны призовые места на олимпиадах наук о Земле в Испании, экологических проектов в Турции, а также на X Балтийском научно-инженерном конкурсе в Санкт-Петербурге и олимпиаде «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» в Смоленске. Наибольшее количество дипломов и медалей международного уровня  завоёвано учащимися гимназий № 41 (7), 29 (3), 12 (2), 74 (2), по одному призовому месту имеют  старшеклассники гимназий № 1, 11, 21, 24, 27, СШ № 19, 127, 165.

По итогам 2014 года 130 учащихся удостоены премии специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов за высокий уровень подготовки в отдельных предметных областях, особые успехи в научно-исследовательской, творческой, интеллектуальной деятельности.

Высшая награда фонда – нагрудный знак «Лауреат специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов» вручена в 2014 году 12 учащимся и выпускникам учреждений общего среднего образования г. Минска (гимназии № 11, 12, 21, 29, 41, СШ № 127, 165).

Удостоены премии специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и 25 педагогов, внесших особый вклад в развитие способностей одаренных учащихся и студентов в области образования, науки, техники и передовых технологий, разработку современных методик их воспитания и обучения, интеллектуальным и (или) творческим объединениям учащихся и студентов.

Оказана финансовая поддержка Научному обществу учащихся «Интеллект» ГУО «Ордена Трудового Красного Знамени гимназия № 50 г . Минска».

В 2015 году премией Мингорисполкома награждены учащиеся Московского (21), Центрального (17), Фрунзенского (16), Ленинского (10), Советского (10), Первомайского (9) районов. Наибольшее количество учащихся, удостоенных такой награды, в гимназии № 41 (10 чел.), № 50 (6 чел.), № 1 , 13 , 74 ( по 4 чел.). Среди учащихся средних школ г. Минска отмечены учащиеся СШ № 30, 47, 73, 85, 94, 124, 125, 127, 135, 148, 159, 160, 165, 172, 196, 199, 215. Удостоены наград также учащиеся учреждений специального образования – школы № 14 и школы-интерната № 13 для детей с нарушением слуха.

В 2015 году родителям (законным представителям) учащихся, имеющих высокие показатели в учебной деятельности, награды за участие в интеллектуальных конкурсах международного и Республиканского уровней были вручены благодарности председателя Минского городского исполнительного комитета.

Благодарностью Министра образования Республики Беларусь отмечены 9 педагогов, подготовивших победителей олимпиад различного уровня в 2015 году.

Развитию навыков исследовательской деятельности учащихся способствует взаимодействие с учреждениями высшего образования, в которых в соответствии с профилем подготовки будущих специалистов организована работа «Школ юных».

Заслуженную роль в подготовке конкурентоспособных кадров, обеспечивающих экономическое развитие страны, занимают учреждения профессионально-технического и среднего специального образования. Одним из основных направлений деятельности системы профессионального образования Республики Беларусь является переход на мировые стандарты подготовки молодых рабочих и специалистов в целях развития инновационной экономики.

В республике функционируют 185 учреждений профессионально-технического образования, 121 учреждение среднего специального образования.

В 2014/2015 учебном году в учреждениях профессионально-технического образования обучались почти 73 тыс. человек (из них 3,6 тыс. являются сиротами и учащимися, оставшимися без опеки родителей). На уровне среднего специального образования обучались 129 тыс. человек, из которых 2,4 тыс. – сироты и учащиеся, оставшиеся без опеки родителей.

В системе профессионально-технического и среднего специального образования объемы и структура подготовки рабочих и специалистов формируются адресно с учетом потребностей производства.

Объем набора на конкретные специальности на стадии формирования контрольных цифр приема на 85% подтверждается заключенными договорами и поданными заявками. В результате почти все выпускники (97%) получают свидетельства о направлении на работу.

С учетом новых технических и технологических изменений в отраслях экономики осуществляется подготовка молодых рабочих с повышенным уровнем квалификации (4-й разряд и выше). В 2014 году они составили 48% от выпуска (15,2 тыс. человек).

В городе Минске функционируют 22 учреждения профессионально-технического и среднего специального образования, подчиненные комитету по образованию Мингорисполкома (2 средних специальных колледжа, 12 профессионально-технических колледжей (ПТК); 8 профессиональных лицеев (ПЛ). В них обучается 12 893 учащихся (уровень профессионально-технического образования  – 11106 учащихся, уровень среднего специального  образования - 1787):

На уровне профессионального образования обучение осуществляется по 50 специальностям, включающим 148 квалификаций. Имеющейся  квалификационной структурой  система ПТО охватывает практически весь социально-экономический комплекс города. По квалификациям:
    - строительство - 42,

    - машиностроение, электроника и транспорт - 48,

    - легкая промышленность - 21,

    - сфера услуг, полиграфия - 25,

    - общественное питание и перерабатывающая промышленность – 12.
На уровне среднего специального образования подготовка ведется  по 23 квалификациям.

Сроки обучения на уровне профессионально-технического образования от 10 месяцев до 3 лет.

Ежегодный выпуск учреждений профессионально-технического и среднего специального образования составляет около 5 тысяч человек.

На базе учреждений системы ПТО функционирует 4 ресурсных центра:
  1. «Современные швейные технологии» на базе Минского государственного ПТК швейного производства;

  2. «Отделочные строительные работы» на базе Минского государственного профессионального лицея № 12 строительства;

  3. Ресурсный центр на базе учреждения образования «Минский государственный механико-технологический профессионально-технический колледж» по подготовке учащихся, обучающихся по квалификациям «Машинист холодильных установок», «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике»;

  4. Ресурсный центр на базе учреждения образования «Минский государственный колледж электроники» по подготовке учащихся, обучающихся по квалификациям: «Автоматизация технологических процессов и производств», «Мехатроника», «Микроэлектроника», «Наладка технологического оборудования радиоэлектронного производства», «Технология производства изделий электронной и микроэлектронной техники».
В учреждениях ПТО и ССО активно развивается целевая подготовка на уровне профессионально-технического образования.

Приемная кампания в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования уровня ПТО продлена. До 15 сентября 2015 года продолжают набор 9 учреждений ПТО и ССО:  ПЛ №3 машиностроения;  ПЛ №9 автомобилестроения; ПТК полиграфии; ПТК строителей;  ПТК декоративно-прикладного искусства;  ПТК Си КХ; МГПЛ № 7 строительства; МГПЛ №12 строительства; МГПЛ №13 строительства.

В подчинении комитета по образованию Мингорисполокома находятся 13 учреждений, в которых ведется подготовка на уровне среднего специального образования: из них 2 учреждения среднего специального образования (колледж электроники, колледж сферы обслуживания) и 11 профессионально-технических колледжей (ПТК швейного производства, ПТК полиграфии, ПТК строителей, ПТК ж/д, ПТК торговли, ПТК кулинарии, ПТК ДПИ, ПТК легкой промышленности и бытового обслуживания населения, ПТК монтажных и подъемно-транспортных работ, ПТК строительства и коммунального хозяйства, механико-технологический ПТК. На уровень ССО поступило 625 человек (на бюджетной основе) и 467 человек (на платной основе). Средний балл поступающих – от 6 до 7,96 баллов.

Конкурс аттестатов осуществляется в  колледжах: электроники и сферы обслуживания: в колледже электроники по специальностям: «мехатроник 5-го разряда»; «техник-электрик (монтаж и эксплуатация электрооборудования)»; «техник-программист»; в колледже сферы обслуживания: «розничные услуги в банке»; «дошкольное образование; начальное образование. Кроме того, на заочное отделение по специальности «дошкольное образование» подано было 45 документов при наборе 15 человек.

Международная практика показывает, что динамика экономического развития страны определяется уровнем образования на рынке труда − в странах с развитой экономикой значительно больше процент занятых специалистов с высшим образованием.

Система высшего образования в Республике Беларусь развивается с учетом современных мировых тенденций и является основным источником формирования высококвалифицированного кадрового потенциала республики.

Высокий уровень профессиональной подготовки способствует расширению присутствия Беларуси на мировом рынке интеллектуальных продуктов, наукоемких товаров и услуг, взаимовыгодного сотрудничества и реализации в экономике страны технологий мирового уровня.

Высшее образование доступно для всех в стране в соответствии со способностями каждого.

Всего в республике функционируют 54 учреждения высшего образования, в т.ч. 9 – частных.

На законодательном уровне закреплено право граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, участвовать в конкурсе на получение высшего образования в государственных учреждениях высшего образования за счет средств республиканского бюджета.

За годы суверенитета высшее образование Республики Беларусь приобрело массовый характер.

Сегодня на 10 тыс. населения приходится почти 400 студентов. Беларусь находится в пятерке мировых лидеров по соотношению числа студентов и молодежи в одном возрасте. В учреждениях высшего образования Беларуси в 2014/2015 учебном году обучались 363 тыс. студентов и почти 9 тыс. магистрантов.

В республике сформирована современная двухступенчатая система высшего образования.

На I ступени осуществляется подготовка специалистов, обладающих фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками, с присвоением квалификации специалиста с высшим образованием. Высшее образование I ступени дает право на продолжение образования на II ступени высшего образования (магистратуре) и на трудоустройство по полученной специальности и присвоенной квалификации. Подготовка кадров на уровне магистратуры осуществляется для всех отраслей народного хозяйства Республики Беларусь.

Для усиления практической составляющей подготовки специалистов обновляются базы практик.

Темы курсовых и дипломных работ связаны с актуальными проблемами производства. Министерством образования Республики Беларусь с участием отраслевых министерств сформирован «Межотраслевой задачник» – перечень проблем развития и модернизации предприятий, которые решаются в исследованиях вузовских ученых и студентов.

В 2014 году в задачнике представлены 167 актуальных технологических запросов (Минпром – 134, Минсельхозпрод – 14, Минздрав – 9, Минэнерго – 7, Минжилкомхоз  –  3).

В учреждении образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» функционируют 7 образовательных центров (Microsoft, National Instruments, IВМ, SAP University Alliance Program и другие), а в УО «Высший государственный колледж связи» – 3 (Huawei, ZTE, Cisco).

Практическая подготовка в учреждениях высшего образования по естественно-научным и техническим специальностям составляет около 50% от общего количества учебных часов, по многим сельскохозяйственным специальностям – более 60%. В медицинских вузах средний объем практической подготовки составляет 77%, а по отдельным специальностям достигает 80%.

Качество белорусского высшего образования высоко ценится за рубежом.

Наиболее популярно белорусское образование в Иране, Китае, Ливане, России, Туркменистане, Шри-Ланке. Доля экспорта образовательных услуг в 2014/2015 учебном году по региональным сегментам следующая: СНГ - 65%, Азия - 28%, Африка - 5%, Европа - 1%, Северная и Южная Америка - 1%.

Экспорт белорусских услуг образования в 2014 году по сравнению с 2010 годом вырос в 2,6 раза и составил $73,1 млн.

Таким образом, расширение экспорта образовательных услуг – важнейшая стратегическая задача, решение которой работает на реализацию экономических интересов страны.

Университеты Минобразования сотрудничают в сфере научного и научно-технического взаимодействия с организациями более 65-ти стран мира в рамках 1400 договоров.

Наиболее крупными партнерами вузов Республики Беларусь являются научные учреждения Китая, Польши, России и Украины.

В 2014 году внешнеэкономическую деятельность осуществляли 11 университетов: БГУ, БГУИР, БНТУ, БелГУТ, БРУ и др.

Экспорт научно-технической продукции осуществлялся в рамках 278 контрактов в 28 стран СНГ, Европы, Азии, Латинской Америки, США. Объем средств от реализации этой продукции на внешних рынках составил $6,5 млн.

Важнейшей составляющей системы государственной поддержки является специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

За 19 лет существования фондом приняты решения о присуждении 31 тыс. поощрений молодым дарованиям.

В 2014 году Совет фонда Президента Республики Беларусь принял решение о поощрении 2,3 тыс. учащихся, студентов, педагогических работников и 7-ми научных, интеллектуальных и творческих объединений учащихся на общую сумму 5,4 млрд. рублей.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г . № 199 «О некоторых вопросах формирования, ведения и использования банков данных одаренной и талантливой молодежи» Министерством образования Республики Беларусь осуществляется ведение банка данных одаренной молодежи.

В 2015 году в банк данных одаренной молодежи включена информация о 5,8 тыс. гражданах (из них: 786 учащихся учреждений общего среднего, среднего специального и профессионально-технического образования, 1,7 тыс. студентов, 297 аспирантов, более 2,5 тыс. молодых работающих граждан).

В 2014 году представители одаренной молодежи защитили 72 кандидатские и 1 докторскую диссертации (в 2011 году – 47 диссертаций, в 2012 году – 50, в 2013 году – 25).

Как отмечал Глава государства А.Г.Лукашенко: «Академическую, отраслевую и вузовскую науку мы ориентируем на решение актуальных задач, стоящих перед страной. Для нас особенно важны научно-технические, аграрные и медицинские направления, разработки по которым востребованы экономикой».

В Республике Беларусь привлечение студенческой молодежи к научной деятельности реализуется через ее участие в работе:
    студенческих научно-исследовательских лабораторий (далее – СНИЛ);

    студенческих конструкторских бюро;

    творческих мастерских;

    других объединений студентов.
В 2014 году в учреждениях высшего образования Министерства образования Республики Беларусь действовало более 200 СНИЛ, на базе которых формируются творческие научные коллективы студентов (для сравнения: в 2012 году – 130 СНИЛ, в 2005 году – 50 СНИЛ).

В 2015 году в XXI Республиканском конкурсе студенческих научных работ были представлены 3718 исследований.

Важнейшим требованием к научному исследованию является получение новых знаний и научных результатов, гарантирующих возможность их практического применения в различных отраслях экономики и социальной сферы. Такие же условия предъявляются и к студенческой науке.

Поэтому в современных условиях чрезвычайно важное значение приобретают научные работы студентов, имеющие практическую направленность.

Участниками конкурса в текущем году представлены более 1400 актов внедрения в производство, 104 документа интеллектуальной собственности (патенты, рационализаторские предложения, заявки на выдачу патента на полезную модель). В 2015 году Министерством образования выделены 4,0 млрд. рублей для грантовой поддержки 122 проектов (44 – студенческие, 75 – аспирантские, 3 – докторантские).

В целях оказания поддержки будущим ученым на базе государственного унитарного инновационного предприятия «Научно-технический парк БНТУ «Политехник» действует постоянная виртуальная выставка научно-технических работ студентов и молодых ученых вузов. С момента создания виртуальной выставки в 2007 году ежегодно проходит актуализация научно-технических разработок. Если в начале на портале www.student.metolit.by были размещены всего 64 разработки, то в 2014 году – уже более 450 научно-технических разработок студентов, магистрантов, аспирантов по 25 направлениям, которые соответствуют приоритетам научно-технического развития Беларуси.

Представленные на данном ресурсе научно-технические разработки являются завершенными научными исследованиями, готовыми к внедрению (разработчиками предлагаются предприятия и организации, где возможно внедрение), а многие из них уже внедрены и имеют патенты.

По словам Главы государства, интеграция образования и науки – веление времени. «Задача состоит в том, чтобы готовить специалистов не только для народного хозяйства, но и для научных учреждений. Нельзя забывать, что в современном мире решающее значение имеют инновации. Первую скрипку здесь играют научные разработки и их внедрение в практику», – подчеркнул А.Г.Лукашенко.

Симбиоз образования и науки способствует созданию наукоемких производств, формированию и развитию инновационной активности, являющейся ключевым фактором динамичного развития и конкурентоспособности современной экономики.

В настоящее время Республика Беларусь представляет собой индустриальноразвитую страну с открытой экспортно-ориентированной экономикой.

В основу международного научно-технического и инновационного сотрудничества положена многовекторность внешней политики Республики Беларусь, что напрямую содействует развитию экспорта высокотехнологичной продукции, привлечению иностранных инвестиций на создание продукции пятого и шестого технологических укладов.

Степень присутствия научной продукции и разработок Беларуси на мировом рынке новых технологий можно оценить по объему экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции, доля которого в общем объеме белорусского экспорта составляет около 20%. Происходит смещение экспорта в область более высоких технологий.

Более 70% экспорта услуг приходится на разработку программного обеспечения и консультирование в этой области.

Организации Республики Беларусь готовы наращивать поставки современных, инновационных конкурентоспособных по цене и качеству автомобилей, тракторов, карьерной и сельскохозяйственной, дорожно-строительной техники, технологического оборудования, лекарств, продовольственных и многих других товаров.

При этом каждый из проектов научного, инновационного и торгового сотрудничества может и должен перерасти в совместные производства и предприятия.

К развитию совместного бизнеса следует подходить комплексно: технологии, прямые инвестиции, обучение персонала и взаимовыгодное партнерство. Белорусская стратегия – создавать совместные предприятия, приносить технологии и ноу-хау, работать честно и на принципах взаимной выгоды.

Достижения белорусских ученых внесли весомый вклад в значительное улучшение позиций Республики Беларусь в международных рейтингах научно-технического и инновационного развития:
    по данным Всемирной организации интеллектуальной собственности, в 2014 году Беларусь заняла 1-е место в мире по количеству заявок на полезные модели от резидентов Республики Беларусь и 6-е место в мире по количеству заявок на изобретения в расчете на $1 млрд. ВВП (7,6 единицы и 11,6 единицы соответственно);

    в Глобальном индексе инноваций – в 2014 году рейтинг Беларуси (58-е место в мире) повысился на 19 позиций по сравнению с 2013 годом;

    на 13 позиций улучшилось положение Беларуси в мировом индексе развития человеческого потенциала – 53 место в  2014 году (с 65 места в 2011 году), по-прежнему опережая крупнейшие страны СНГ – Россию, Казахстан и Украину.
Интенсивно развивается область информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В докладе Международного союза электросвязи 2014 года отмечено, что Республика Беларусь вошла в топ-10 самых динамично развивающихся стран мира (рост на 5 мест за год) по индексу развития ИКТ.

Семь компаний-резидентов Парка высоких технологий (далее – ПВТ) вошли в престижный мировой рейтинг «GlobalServices 100». Заказчиками ПВТ являются компании из 50-ти стран мира. Это – реально успешный бизнес-проект и его сферы деятельности расширяются на смежные секторы: лазерные, оптические и электронные технологии, где у Беларуси есть хорошая база.

Успехи белорусских ученых в различных областях фундаментальной и прикладной науки признаны мировым сообществом.

По белорусским разработкам развиваются около 30 новых производств в биотехнологии (кормовые добавки, биопрепараты, селекционные центры животноводства). К 2016 году планируется пятикратный рост по выпуску продукции (с $70 млн. до $360 млн.). Это – пример новой и быстрорастущей отрасли Беларуси, новой биопродукции на рынке ЕАЭС с высокой добавленной стоимостью.

Белорусские ученые-биохимики впервые в мире расшифровали структуру цитохрома альдостеронсинтаза. Это – возможность создания новых целевых лекарств, снижающих артериальное давление. У нас созданы технологии получения уникальных субстанций противоопухолевых и противовирусных препаратов, производства гемосорбентов, антацидных средств, витаминов.

В Беларуси разработаны лазеры нового поколения. Созданы новые лазерные излучатели по габаритам, массе, энергосбережению. Сфера применения широка: от медицины до промышленности. Они более безопасны по сравнению с традиционными, значительно меньше и функциональнее. Новые разработки белорусских физиков высоко востребованы за рубежом.

Особое место в этой сфере отводится созданию технологий и оборудования для бесконтактной экспрессной оптической диагностики раковых опухолей. Применение новинки в медицине сокращает затраты на диагностику онкологических заболеваний, а также на мониторинг и локализацию раковых опухолей непосредственно во время хирургических операций.

Беларусь сотрудничает с научными центрами и компаниями из Африки, Азии, Европы и других стран.

Ежегодно в Беларуси создаются 3 – 5 инноваций мирового уровня. Некоторые из них:
    тест-система, позволяющая определить концентрацию белка-онкогена в образцах исследуемой ткани в режиме реального времени;

    искусственные клапаны сердца мирового уровня, которые  выпускаются в Беларуси более 7 лет. Первый человек с искусственным клапаном сердца белорусского производства прожил более 7 лет. При этом сердечные клапана белорусского производства имеют стоимость в 5 раз меньшую, чем мировые аналоги;

    атомно-силовой микроскоп с программным обеспечением, позволяющий проводить измерения микромеханических свойств материалов  и микроорганизмов на наноуровне;

    первый в мире большегрузный самосвал БелАЗ-75710 грузоподъемностью 450 т;

    собственный cпутник дистанционного зондирования Земли, произведенный преимущественно из белорусских составляющих.
Цель инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы заключается в качественном росте и повышении конкурентоспособности национальной экономики на основе проведения ее структурной перестройки, предусматривающей концентрацию ресурсов на формировании высокотехнологичных секторов экономики, базирующихся на производствах V и VI технологических укладов.

Акцент будет сделан на высокоэффективные и экологически безопасные технологии, принципиально новые производства с высокой долей добавленной стоимости и уровнем производительности труда выше, чем средний по Европе.

Основными направлениями инновационного развития станут:
    информационно-коммуникационные и авиакосмические технологии;

    био- и нанотехнологии
    ;

    медицинские технологии: превентивная персонифицированная медицина, телемедицина, внедрение дистанционных форм мониторинга здоровья. В сфере фармации, медицинской техники планируется создание производства противоопухолевых лекарственных средств, замороженных и сухих бактериальных концентратов, разработка технологий биомедицинских клеточных продуктов для регенеративной медицины, лечения и профилактики заболеваний различного генеза; лазерно-оптических методов и медицинской аппаратуры;

    разработка и внедрение мехатронных систем и технологий, робототехнических комплексов с интеллектуальными системами управления;

    создание и развитие производств, основанных на глубокой технологической переработке местных возобновляемых сырьевых ресурсов (деревообработка, лесохимия).
В отраслях и регионах предстоит реализовать проекты по следующим основным направлениям: машиностроение, станкостроение, металлургия, радиоэлектроника и телекоммуникации, микроэлектроника, растениеводство и животноводство, переработка сельскохозяйственной продукции, контроль безопасности сельскохозяйственной продукции, лечение и диагностика заболеваний, микробиология и фармацевтика, атомная энергетика, возобновляемые источники энергии, создание торгово- и транспортно-логистической инфраструктуры, лесохимия, производство удобрений, нефтехимия.
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2020