Главная / Все события / Единый день информирования
Природные ресурсы и их рациональное использование
в
Республике Беларусь

Согласно оценкам ООН, ежегодно из недр Земли извлекается около 100 млрд. тонн полезных ископаемых. Треть земли на планете сильно деградирует, а плодородная почва ежегодно теряется в размере 24 млрд. тонн. Уже уничтожена почти половина лесов, некогда покрывавших планету. Стремительно утрачивается биоразнообразие. Быстро истощаются подземные воды. На Земле скопились сотни миллиардов тонн промышленных отходов (ежегодно в США их объем увеличивается на 4,5 млрд. тонн, в Западной Европе – на 2 млрд. т, в Японии – на 1,3 млрд. тонн).

Ожидается, что к 2030 году человечеству потребуется на 50% больше продовольствия и на 30% больше воды, чем сегодня. В связи с ростом населения и развитием мировой экономики к 2035 году глобальное потребление энергии вырастет примерно на 50%.

Все это свидетельствует об остроте проблем сбережения и рационального использования природных ресурсов в мире.

1. Государственная экологическая политика в Республике Беларусь

Государственная политика в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь направлена на улучшение качества жизни и условий труда граждан, рациональное использование и охрану природных ресурсов, разработку и внедрение в практику "зеленых" технологий.

1.1. Законодательство Республики Беларусь в области охраны окружающей среды

В нашей стране сформирована законодательная база, которая обеспечивает комплексное регулирование вопросов использования и охраны земель, лесов, вод, недр, атмосферного воздуха и озонового слоя, растительного и животного мира, природных территорий, подлежащих специальной охране, и особо охраняемых, а также отношений в области безопасности генно-инженерной деятельности, обращения с отходами.

Основные направления экологической политики отражены в Стратегии в области охраны окружающей среды на период до 2025 года, Водной стратегии на период до 2025 года, Государственной программе "Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов" на 2016–2020 годы, а также заложены в основу Национального плана действий по развитию "зеленой" экономики в Республике Беларусь до 2020 года.

Справочно.
С дополнительной информацией можно ознакомиться в разделе "Действующее законодательство в области охраны окружающей среды" сайта Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь http://minpriroda.gov.by.

В текущем году приняты указы Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2018 г. № 48 "Об изменении Указа Президента Республики Беларусь" (вносит изменения в осуществление инвестиционной деятельности в отношении недр) и от 13 марта 2018 г. № 108 "Об экологической сети" (утверждает систему природно-территориальных комплексов, предполагающих специальные режимы охраны и использования).

В 2017–2018 гг. принят ряд постановлений Совета Министров Республики Беларусь относительно повышения эффективности регулирования правоотношений в части определения вреда, причиненного окружающей среде; выдачи сертификата о подтверждении происхождения энергии и подключения электроустановок к электрической сети; получения разрешений на спецводопользование; предоставления заключений об отсутствии в продукции озоноразрушающих веществ; проведения государственной геологической экспертизы и др.

Справочно.
Подготовлены проект Указа Главы государства "Об административных процедурах в отношении субъектов хозяйствования", а также законопроекты о внесении изменений в законы Республики Беларусь "О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду", "Об обращении с отходами", "Об охране атмосферного воздуха", "Об охране окружающей среды", в Кодекс Республики Беларусь о недрах, Водный кодекс Республики Беларусь и др.

1.2. Минерально-сырьевые ресурсы

Республика Беларусь располагает значительным минерально-сырьевым потенциалом.

Выделяются следующие группы полезных ископаемых:

добываемые полезные ископаемые (нефть, газовый конденсат, торф, каменные и калийные соли, доломит, сапропель, строительный камень, песчано-гравийные смеси, стекольные и строительные пески, глины, подземные воды);

полезные ископаемые разведанные, но не добываемые (бурые угли, горючие сланцы, железные руды, гипс и др.);

перспективные полезные ископаемые (базальты, пирофиллит, янтарь, редкоземельные элементы, медь, уран и др.).

На базе разведанных месторождений полезных ископаемых созданы предприятия и производственные мощности по добыче торфа, нефти, каменной соли, производству калийных и доломитовых удобрений, разнообразных строительных материалов, пресных и минеральных подземных вод.

Справочно.
Ведущие места среди промышленных предприятий занимают ОАО "Беларуськалий", РУП "Производственное объединение "Белоруснефть", ОАО "Белорусский цементный завод", ОАО "Красносельскстройматериалы", ОАО "Кричевцементношифер", РУПП "Гранит", ОАО "Доломит" и др.

Разработка месторождений полезных ископаемых нацелена на макси-мальное обеспечение промышленности собственным минеральным сырьем.

Вниманию выступающих: здесь и далее целесообразно приводить соответствующие сведения и примеры применительно к конкретным региону, территории, населенному пункту.

1.3. Атмосферный воздух и озоновый слой

Одним из направлений государственной экологической политики является обеспечение качественного состояния атмосферного воздуха. За последние пять лет потребление озоноразрушающих веществ в стране сократилось более чем на 100 тонн в год. В 2017 году оно составило около 41 метрической тонны, что на 20% меньше уровня 2016 года.

Суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2017 год составили 1,2 млн. тонн (в 2016 году на 2 тыс. тонн больше). Снижение выбросов достигнуто в основном за счет обновления парка транспортных средств автомобилями высоких экологических классов и улучшения качества топлива.

Справочно.
Результаты мониторинга состояния атмосферного воздуха городов свидетельствуют о снижении и стабилизации уровня его загрязнения. Так, за последние пять лет содержание диоксида азота и оксида углерода в воздухе г.Минска понизилось на 17–23%, г.Могилева – на 16–35%, городов Светлогорска и Полоцка – на 24–46%. Прослеживается устойчивая тенденция снижения среднегодовых концентраций диоксида азота в воздухе городов Борисова и Пинска, оксида углерода – в воздухе городов Гродно и Мозыря. В городах Могилеве, Новополоцке и Полоцке наблюдается тенденция снижения уровня загрязнения воздуха сероводородом, в городах Минске, Полоцке и Речице – аммиаком. Сохраняется низкий уровень загрязнения воздуха сероуглеродом в г.Могилеве.

В целях снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух особое внимание уделяется вопросам эффективного использования топливно-энергетических ресурсов (далее – ТЭР) и возобновляемых источников энергии (далее – ВИЭ).

1.4. Климат

Республика Беларусь в сентябре 2016 г. стала Стороной Парижского соглашения, принятого в декабре 2015 г. на 21-й сессии Конференции Сторон Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (Соглашение заменило Киотский протокол к названной конвенции). Соглашение, регулирующее меры по снижению углекислого газа в атмосфере с 2020 года, направлено на реализацию мер по поддержке экологической целостности, развитие возобновляемых источников энергии, "зеленой" экономики, передачу высокоэффективных технологий, смягчение последствий изменения климата и адаптацию к изменяющемуся климату, что соответствует интересам нашего государства.

По сравнению со многими странами и регионами преимуществом Беларуси является более высокий адаптационный потенциал, который обеспечивают высокая лесистость территории, существенная доля болот, наличие значительных водных ресурсов и особо охраняемых природных территорий.

Беларусь по праву называют "легкими" Европы. Болота республики занимают площадь 1,7 млн. га и очищают атмосферу так же эффективно, как способны очистить 20 млн. га леса. В отличие от большинства западноевропейских государств в нашей стране сохранились естественно возобновляемые болотные массивы: 1 348 болот общей площадью около 863 тыс. га (34% от первоначальной площади), в том числе самые крупные в Европе уникальные низинные осоковые болота (Званец – 16,2 тыс. га и Споровское – 19,4 тыс. га). Не случайно белорусские болота находятся под защитой ООН. Начиная с 2000-х годов в рамках ряда международных проектов реализуются мероприятия по их сохранению и устойчивому использованию.

При выполнении международных проектов в республике была проведена значительная работа по экологической реабилитации 51 тыс. га нарушенных торфяников, представляющих собой источник поступления диоксида углерода в атмосферу. Это позволило сократить выбросы парниковых газов за 20-летний период в размере около 3 млн. тоннв СО2-эквиваленте.

1.5. Лесные ресурсы

Лес – не только источник возобновляемых сырьевых ресурсов, но и важный природоохранный фактор. Леса выполняют водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и другие функции. Около 40% территории Беларуси занято лесами.

В 2015 году принят новый Лесной кодекс Республики Беларусь, в котором предусмотрен ряд изменений в ведении хозяйственной деятельности:

установлен приоритет лесовосстановления над лесопользованием;

значительно усилены требования по охране лесов (введены запреты на складирование снега, содержащего песчано-солевые смеси и противогололедные реагенты, мойку транспортных средств, устройство летних лагерей для сельскохозяйственных животных и размещение скотомогильников, складирование удобрений, загрязнение лесов сточными водами, химическими и иными веществами, а также размещение отходов);

изменена классификация лесов в зависимости от выполняемых ими функций (введены 4 категории: природоохранные, рекреационно-оздоровительные, защитные и эксплуатационные леса);

стимулируется развитие рынка лесных услуг.

Активно внедряется международный опыт ведения лесного хозяйства (в первую очередь на примере Финляндии).

1.6. Водные ресурсы

Главным природным богатством нашей страны издавна являются водные ресурсы, которые можно рассматривать в качестве основы жизнедеятельности человека и функционирования природных систем.

В основном это реки, озера, болота и подземные воды.

На территории Беларуси находится более 20 тыс. рек общей протяженностью около 90 тыс. км. Это больше, чем две длины экватора нашей планеты. Наиболее крупными и известными реками являются Днепр, Западная Двина, Неман, Припять, Сож, Березина, Вилия. Основная часть белорусских рек отличается незначительной протяженностью (длина 90% из них не превышает 10 км – это малые реки).

В стране насчитывается около 11 тыс. озер. Больше всего озер на севере и северо-западе, в т. н. Белорусском Поозерье. В отдельных районах (Браславский, Ушачский) озерами занято до 10% территории. Самое большое по площади белорусское озеро – Нарочь в Мядельском районе Минской области (79,6 км²), самое глубокое – Долгое озеро в Глубокском районе Витебской области (глубина 53,7 м). При этом около 1,5 тыс. озер по своим характеристикам могут рассматриваться как объекты для отдыха и оздоровления.

Распространенные повсеместно подземные воды Беларуси отличаются хорошим качеством и позволяют поддерживать достаточно высокий уровень жизни граждан. Естественные ресурсы пресных подземных вод оцениваются в 15,9 км3 в год (43,5 млн. м3 в сутки). На каждого жителя республики (учитывая всю пресную воду) приходится 20 м3 пресной воды в сутки. Потребление питьевой воды на одного жителя в целом по Беларуси составляет 184 л/сут., что существенно выше, чем в большинстве стран Европы (100–150 л/сут.).

Всего в стране выявлено около 280 месторождений и участков пресных вод, используется около двух третей из них.

Помимо этого в Республике Беларусь создано 153 водохранилища. Их суммарная площадь – 797 км², или 0,5% площади страны. Особое значение имеет Вилейское водохранилище (75 км²), которое по своим размерам сопоставимо с озером Нарочь и дает начало Вилейско-Минской водной системе.

Основными потребителями воды в настоящее время являются: жилищно-коммунальное хозяйство – около 47% общего потребления; производственное (промышленное) водоснабжение – свыше 44%; сельскохозяйственное водоснабжение – около 9%.

Главным резервом повышения эффективности использования водных ресурсов (особенно свежей воды) является дальнейшее сокращение потребления в основных водопотребляющих отраслях. Другое направление – ликвидация многочисленных потерь воды на всех этапах ее использования, а также непосредственно водопотребителями.

В водоохранной деятельности важно учитывать, что за последние 5 лет отмечены повышение уровня содержания основных загрязняющих веществ в воде рек Свислочь, Плисса, Ясельда и водохранилища Лядно; стабильно высокий уровень нагрузки для рек Западный Буг, Уша; снижение уровня нагрузки по отдельным показателям для реки Мухавец, озер Миорское и Кагальное, а также водохранилища Осиповичское. Состояние остальных поверхностных водных объектов в целом соответствует многолетним значениям.

1.7. Предотвращение деградации земель

В 2017 году в рамках реализации Национального плана действий по предотвращению деградации земель (включая почвы) на 2016–2020 годы обеспечено:

выполнение реконструкции и восстановления 216 участков мелиоративных систем на общей площади 37 тыс. га;

внесение 51,1 млн. тонн органических удобрений в целях поддержания плодородия почв сельскохозяйственных земель;

проведение рекультивации 202 отработанных внутрихозяйственных карьеров на площади более 234 га, 30 земельных участков, предоставленных для разработки месторождений (их частей) полезных ископаемых, общей площадью 214 га (в том числе 106 га – под сельскохозяйственное использование, 58 га – под лесохозяйственное использование и 50 га – под иное использование);

внедрение (по разработкам ученых НАН Беларуси) в производство технологии создания плодородного агроторфяного слоя на торфяных комплексах Полесья (площадь внедрения – 12,8 тыс. га).

1.8. Сохранение биологического и ландшафтного разнообразия

В 2017 году общая площадь особо охраняемых природных территорий увеличилась по сравнению с 2016 годом на 12,9 тыс. га. На 1 января 2018 г. в республике функционировали 1 285 особо охраняемых природных территорий общей площадью 1,8 млн. га, что составляет около 9% общей площади Беларуси.

В нашей стране утверждена схема национальной экологической сети в целях обеспечения поддержания естественных миграционных процессов движения и непрерывности среды обитания живых организмов, сохранения естественных экологических систем, биологического и ландшафтного разнообразия на особо охраняемых природных территориях и природных территориях, подлежащих специальной охране.

Для сохранения и восстановления численности редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений, их популяций и генетического разнообразия выявлено и передано под охрану пользователям земельных участков и (или) водных объектов 136 редких биотопов (участок среды обитания растительных и животных организмов, характеризующийся однородными условиями существования), 1 453 места обитания и 1 758 мест произрастания видов диких животных и дикорастущих растений, включенных в Красную книгу Республики Беларусь.

Справочно.
По сравнению с 2016 годом поголовье зубра европейского возросло на 205 животных и на 1 февраля 2018 г. достигло 1 779 особей. Доходы от экспорта услуг, связанных с изъятием зубров резервного генофонда, составили €137,5  тыс. На базе Дятловского лесхоза начались работы по формированию в Гродненской области новой микропопуляции зубра.

Для повышения эффективности использования биологических ресурсов в 2017 году внесены изменения в правила заготовки ягод и грибов в лесном фонде, в 2018 году планируется пересмотр правил добычи, заготовки и закупки диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства.

Справочно.

В 2017 году заготовлено и закуплено более 475 т виноградной улитки; 6,4 тонны длиннопалого рака; 5,13 тонны личинок хирономид (мотыля). При этом заготовки рака и личинок возросли по сравнению с 2016 годом в 2,3 раза.
Также в прошлом году заготовлено и закуплено 24,33 тыс. тонн растительной продукции, в том числе лекарственных растений – 191 тонна; пищевых растений (пряно-ароматических, ягод, грибов) – 18 тыс. тонн; технических и иных дикорастущих хозяйственных ценных растений – 775,5 тонны.

1.9. Контроль и ответственность за нарушения природоохранного законодательства

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" контролирующими органами в данной сфере являются Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее – Минприроды) и Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь (далее – Госинспекция).

Справочно.
Сферами контрольной (надзорной) деятельности Минприроды являются:
охрана, защита, воспроизводство и использование дикорастущих растений и диких животных, включенных в Красную книгу Республики Беларусь, древесно-кустарниковой растительности и иных дикорастущих растений в границах населенных пунктов, а также диких животных, не являющихся объектами охоты и рыболовства;
использование и охрана недр;
охрана атмосферного воздуха и озонового слоя;
использование и охрана вод;
обращение с отходами.

Госинспекция уполномочена осуществлять контроль за охраной и использованием:
диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства;
земель под дикорастущей древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями);
древесно-кустарниковой растительности, не входящей в лесной фонд, кроме находящейся в границах населенных пунктов и включенной в Красную книгу Республики Беларусь;
лесного фонда.
Кроме этого, Госинспекцией контролируется ведение рыболовного хозяйства и рыболовство, а также охотничьего хозяйства и охоты.

За нарушения законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды предусмотрены административная и уголовная ответственность.

Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность (статьи 15.1–15.65) за нарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования.

Уголовная ответственность за преступления против экологической безопасности и природной среды наступает в соответствии со статьями 263–284 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Кроме того, статьей 99 Закона Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" определено, что привлечение лиц к ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды не освобождает их от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и выполнения мероприятий по ее охране. Перечень фактов, при установлении которых вред окружающей среде считается причиненным, указан в пункте 3 Положения о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 1042.

Согласно статье 101 названного Закона вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме добровольно или по решению суда лицом, его причинившим.

Справочно.
Например, в 2018 году выявлено незаконное удаление гражданином деревьев. По данному факту виновное лицо привлечено к административной ответственности на сумму 245 рублей, а также предъявлена претензия о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, на сумму 275,38 рубля.

Эти вопросы находятся на постоянном контроле у Главы государства.

К примеру, 24 апреля 2018 г. А.Г.Лукашенко в Послании к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь особо отметил выявленные факты браконьерства с участием сотрудников Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь.

Справочно.
В апреле 2018 г. на территории Витебской, Гомельской, Минской и Брестской областей проведен комплекс оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых получены доказательства причастности руководителей Госинспекции и иных должностных лиц к противоправной деятельности, связанной со взяточничеством, превышением служебных полномочий из корыстной заинтересованности, непринятием мер реагирования на факты браконьерства. По сути, функционировала многоуровневая система получения вознаграждений в виде добытых браконьерским способом объектов животного мира. Участвовавшим в браконьерской деятельности лицам сотрудниками Госинспекции оказывалось покровительство, передавалась информация о планируемых рейдовых мероприятиях, сообщениях граждан о фактах нарушения браконьерами природоохранного законодательства, им возвращались изъятые браконьерские орудия лова.

Главой государства 3 мая 2018 г. принято решение об освобождении от занимаемых должностей начальника Госинспекции и его заместителя за непринятие мер по пресечению правонарушений и фактов коррупции в подведомственных организациях.

Председатель Комитета государственной безопасности В.Вакульчик в эфире телеканала "Беларусь 1" сообщил о возбуждении уголовных дел, по которым проходят десятки должностных лиц Госинспекции и браконьеров. По словам В.Вакульчика, "всем фигурантам будут даны правовые оценки, а также будут приняты жесткие меры по наведению порядка в этой сфере".

Для контроля за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Минприроды начало использовать беспилотные аппараты. Первыми протестировали дрон инспекторы Гродненской области.

****

Дальнейшая реализация государственной экологической политики в Республике Беларусь предусматривает реализацию до 2030 года мероприятий по:

увеличению лесистости территории страны с 39,4% в 2013 году до 41%;

экологической реабилитации не менее 10 тыс. га нарушенных болот с увеличением площади восстановленных торфяников до уровня не менее 60 тыс. га и уменьшением площади деградированных осушенных земель с торфяными почвами до 190 тыс. га;

сохранению основных местообитаний популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений, обитающих и произрастающих на водно-болотных угодьях, площадью не менее 30 тыс. га открытых низинных болот, 40 тыс. га пойменных луговых земель, 160 тыс. га верховых и переходных болот;

сохранению естественных экологических систем, биологического и ландшафтного разнообразия, обеспечению экологического равновесия природных систем и устойчивого использования особо охраняемых природных территорий площадью не менее 8,8% от территории страны.

2. Развитие "зеленой" экономики в Республике Беларусь

Классическое понятие "зеленая" экономика" сформулировано в Программе ООН по окружающей среде (или ЮНЕП) – это экономика, которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость и при этом существенно снижает риски для окружающей среды и ее обеднение.

В Республике Беларусь механизмы "зеленой" экономики внедряются в соответствии с  Национальным планом действий по развитию "зеленой" экономики в Республике Беларусь до 2020 года. Беларусь стала второй после Казахстана страной в СНГ, принявшей такой документ на высоком уровне.

Справочно.
Принципы "зеленой" экономики интегрированы в Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития на период до 2030 года, а также закреплены в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, Программе деятельности Правительства Республики Беларусь на 2016–2020 годы, комплексе мер по реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы.

В 2017 году Правительство утвердило Стратегию по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Беларусь на период до 2035 года.

Справочно.
По данным зарубежных экспертов, мировые запасы вторичного сырья сопоставимы с запасами природных ресурсов. Сегодня объем мирового годового оборота в переработке вторичного сырья составляет более $500 млрд., являясь одним из самых рентабельных, высокодоходных и стабильных видов бизнеса.

Целью Стратегии является определение основных направлений минимизации вредного воздействия твердых коммунальных отходов на здоровье человека, окружающую среду и рациональное использование природных ресурсов путем предотвращения образования отходов, максимально возможного извлечения содержащихся в отходах компонентов (органика, металлолом, бумага и картон, стекло, полимеры, текстиль и др.), их использование в качестве дополнительных источников сырья для производства продукции, а также энергетического использования в виде RDF-топлива, тепловой и электрической энергии.

Справочно.
RDF-топливо получают из твердых отходов (мусора и т. п.) путем переработки. Получение энергии из RDF является одним из самых экономичных и устойчивых источников энергии. Одна тонна этого топлива заменяет 1 тонну угля и 1 тыс. м3природного газа.

Развитию "зеленой" экономики способствуют запуск новых производств с низким уровнем выбросов и использование инновационных технологий – альтернативных и ресурсосберегающих.

В рейтинге по Индексу экологической эффективности, который с 2008 года определяется экспертами каждые два года, Беларусь в 2016 году заняла 35-е место из 180 государств.

3. Государственная политика в сфере энергосбережения и повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов

Энергетическая безопасность государства во многом обеспечивается за счет повышения эффективности использования ТЭР и увеличения доли местных ресурсов (в том числе ВИЭ).

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими в нашей стране сферу энергосбережения, являются:

Закон Республики Беларусь от 8 января 2015 года "Об энергосбережении";

Закон Республики Беларусь от 27 декабря 2010 года "О возобновляемых источниках энергии";

Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 "О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства";

Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь;

Государственная программа "Энергосбережение" на 2016–2020 годы.

3.1. Основные направления политики энергосбережения

В республике создана основа для наращивания производства без значительного роста потребления ТЭР.

По энергоемкости ВВП (макроэкономический статистический показатель, который характеризует уровень потребления ТЭР, приходящихся на единицу ВВП) Республика Беларусь достигла уровня ряда развитых стран со сходными климатическими условиями. К примеру, сравнялась с Финляндией и опередила Канаду.

Справочно.
По данным Международного энергетического агентства, в 2015 году фактический показатель энергоемкости ВВП Беларуси (по паритету покупательной способности и в ценах 2010 года) составил 0,16 тонны нефтяного эквивалента на $1 тыс.  против 0,56 тонны нефтяного эквивалента на $1 тыс. в 1990 году (снизился по отношению к 1990 году в 3,5 раза). При этом за 2000–2015 гг. снижение составило 2,1 раза, в то время как в России – на 32%,  Казахстане – на 22%, Канаде – на 21%, Финляндии – на 15%.

Достижение этого результата стало возможным благодаря реализации мероприятий по энергосбережению, введению прогрессивных норм потребления ТЭР, внедрению приборного учета, усилению материальной ответственности организаций за сверхлимитное потребление, стимулированию населения к экономии энергии. В сложных экономических условиях текущей пятилетки стоит задача снизить в 2018 году энергоемкость на 0,8%.

Показатель доли местных ТЭР в их валовом потреблении увеличился с 13,8% в 2005 году до 15,6% в 2017 году. В этот период значительно (в 1,5 раза) вырос удельный вес древесного топлива в балансе местных ТЭР, что обусловило увеличение доли ВИЭ в валовом потреблении с 4,2% в 2005 году до 6,2% в 2017 году.

Государственной программой "Энергосбережение" на 2016–2020 годы установлено задание по экономии ТЭР в объеме 5 млн. тонн условного топлива (далее – усл.т.), или 1 млн. тонн усл.т. ежегодно. По итогам 2016–2017 гг. экономия ТЭР составила 2,2 млн. тонн усл.т. (в реализацию мероприятий вложено порядка 2,5 млрд. рублей инвестиций). В I квартале 2018 г. экономия составила 0,3 млн. тонн усл.т.

Справочно.
В Беларуси проводится республиканский конкурс на соискание премии за достижения в области энергоэффективной продукции и технологий "Лидер энергоэффективности". По итогам 2017 года наград и звания лауреатов удостоились 27 номинантов.

В Беларуси доля электроэнергии, вырабатываемой за счет использования ВИЭ, в общем объеме вырабатываемой электроэнергии пока остается несопоставимо малой (всего 0,82%) по сравнению со странами, на которые мы ориентируемся в энергетической сфере: Австрия – 77%, Дания – 67%, Швеция – 63%, Финляндия – 45% и Германия – 29% (по данным Международного энергетического агентства). Поэтому в нашей стране активизировалась работа по внедрению энергоустановок, работающих на энергии ветра, солнца, водных потоков и биогаза.

Справочно.
Введены в действие в том числе:
55 фотоэлектрических солнечных станций (ФЭС) мощностью 153 МВт. Крупнейшая – Речицкая ФЭС ПО "Белоруснефть" (56 МВт);
51 гидроэлектростанция (ГЭС) мощностью 95,3 МВт. Крупнейшие – Полоцкая (21,6 МВт) и Витебская (40 МВт) ГЭС введены в эксплуатацию в 2017 году;
80 ветроэнергетических установок (ВЭУ) мощностью 81,6 МВт. Крупнейший ветропарк (6 объединенных ВЭУ) – Новогрудский (9 МВт, РУП "Гродноэнерго");
20 биогазовых комплексов мощностью 27,9 МВт. Крупнейший в СПК "Рассвет им.Орловского" (4,8 МВт);
7 мини-ТЭЦ, работающих на древесном топливе, суммарной мощностью 13,8 МВт.

Главой государства поставлена задача ежегодно наращивать объемы местных ТЭР и ВИЭ, чтобы выйти к концу пятилетки на уровень 16‑процентной доли местных ТЭР и 6‑процентной доли ВИЭ в валовом потреблении.

Дальнейшее повышение энергоэффективности будет обеспечиваться за счет внедрения в отраслях народного хозяйства энергоэффективных технологий, энергосберегающего оборудования и материалов, развития менее энергоемких производств, создания новых и модернизации действующих производств с использованием преимущественно электрической энергии, а также развития электротранспорта (электробусы, электромобили, электроскутеры и т. п.) и сети зарядных станций.

3.2. Ответственность за нерациональное использование энергоресурсов

Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нерациональное использование ТЭР, нарушение правил, регламентирующих их рациональное использование (статьи 20.1–20.12).

Структурными подразделениями Департамента по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь за нарушения законодательства Республики Беларусь в сфере энергосбережения в 2016–2017 годах составлено 1 350 административных протоколов. По решению суда к виновным применены экономические санкции на сумму 308 тыс. рублей.

4. Международное сотрудничество Республики Беларусь

4.1. Партнерство в рамках охраны окружающей среды

В 2017 году для реализации 11 проектов международной технической помощи Минприроды привлечены средства в объеме свыше $4,2 млн. Это почти в 30 раз превышает средства, потраченные Беларусью на выплату соответствующих взносов.

Направление "охрана окружающей среды" включено в перечень приоритетов сотрудничества ЕС с Республикой Беларусь на период 2014–2020 гг. В список финансируемых мероприятий программы действий Евросоюза для Беларуси на 2018 год внесен в том числе предложенный белорусской стороной проект "Брест – Симбио-сити" ("Умный город").

Справочно.
Программа SymBioCity предполагает бережное отношение к ресурсам и городской среде, использование экологических и энергоэффективных технологий. Для г.Бреста избраны восемь направлений: архитектура и строительство, городская мобильность, водоснабжение и водоотведение, озеленение и ландшафт, Интернет в городе, безопасность, образование, культура.

В 2017 году Республикой Беларусь подписаны договоры и соглашения в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов с Социалистической Республикой Вьетнам, Арабской Республикой Египет, Российской Федерацией, Турецкой Республикой. В нашей стране проведены встречи двусторонних комиссий и рабочих групп по вопросам охраны окружающей среды с Австрийской Республикой, Республикой Польша, Французской Республикой.

Наращивается международное сотрудничество со странами "дальней дуги", в том числе в части расширения географии и номенклатуры экспорта геологических услуг (Египет, Республика Судан).

4.2. Партнерство в рамках развития "зеленой" экономики

С 2015 года в нашей стране осуществляется проект ПРООН "Содействие переходу Республики Беларусь к зеленой экономике", финансируемый Евросоюзом (в объеме €5 млн.) в рамках Годовой программы действий ЕС для Беларуси. На этом направлении реализованы инициативы:

"Организация производства офисной бумаги из вторичных ресурсов" (УП "Бумажная фабрика Гознака", г.Борисов);

"Устойчивое использование и коммерциализация биологических ресурсов" (республиканский ландшафтный заказник "Налибокский");

"Создание комплекса по переработке древесных отходов в биотопливо" (ПКУП "Коммунальник", г.Брест);

"Получение высокоэффективных органических удобрений путем глубокой переработки сапропеля" (ОАО "Житковичихимсервис").

Справочно.
После запуска в ноябре 2017 г. УП "Бумажная фабрика Гознака" было произведено 3400 кг офисной бумаги из вторичных ресурсов; разработан и представлен новый бренд офисной бумаги "Ранiца". Ожидаемая ежегодная экономия ресурсов: 20 000 кВт электроэнергии, 50 000 м3 газа, снижение расхода свежей воды для производства одной тонны бумаги с 40 м3 до 25 м3. С учетом использования вторсырья вместо целлюлозы это позволяет экономить ежегодно свыше €726 700.
Комплексом оборудования на ПКУП "Коммунальник" по измельчению древесных отходов в биотопливо для котельных переработано 44 950 м3 древесных отходов, доход составил $75 547.
В ОАО "Житковичихимсервис" в 2017 году добыто 58 200 м3 сапропеля (увеличение объема его добычи составило 447,7% по сравнению с 2015 годом), срок окупаемости инвестиций составил 1 год, а рентабельность производства – 121%.

Минприроды реализует проект международной технической помощи ПРООН "Беларусь: Поддержка зеленого градостроительства в малых и средних городах Беларуси", в рамках которого предполагаются разработка и внедрение принципов "зеленой" экономики в городах Новополоцке, Полоцке и Новогрудке с последующим распространением опыта еще на 10 белорусских городов.

Белорусская сторона является также участником многокомпонентного проекта Европейского союза EaP GREEN (программа "Экологизация экономики в странах Восточного партнерства", содействующая "ускорению процесса перехода к "зеленой" структуре экономики путем устранения зависимости роста от загрязнения окружающей среды и истощения ресурсов").

4.3. Партнерство в целях повышения энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии

Департамент по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации в рамках третьей платформы Восточного партнерства "Сопряженность, энергоэффективность, охрана окружающей среды и изменение климата" осуществляет взаимодействие с Европейской комиссией по координации реализации флагманской инициативы ЕС "Соглашение мэров по климату и энергии" (далее – Соглашение мэров) в целях привлечения грантовых средств ЕС и кредитов международных финансовых организаций на выполнение энергосберегающих и климатически нейтральных мероприятий в городах – подписантах Соглашения мэров.

Справочно.
На 1 января 2018 г. к Соглашению мэров присоединились 42 белорусских города. Привлечены грантовые средства ЕС в размере около €4,2 млн. с учетом 20% софинансирования белорусской стороной) на выполнение следующих энергосберегающих мероприятий:
г.Браслав – модернизация системы уличного освещения, установка теплового насоса и гелиоколлекторов в муниципальных зданиях, модернизация системы теплоснабжения с использованием энергии биомассы (бюджет проекта €735 тыс., сроки реализации 2016–2018 гг.);
г.Полоцк – модернизация системы уличного освещения (бюджет проекта €1 630,5 тыс., сроки реализации 2015–2018 гг.);
г.Чаусы – модернизация системы теплоснабжения, горячего водоснабжения и очистных сооружений, внедрение системы автоматизации учета энергии (бюджет проекта €595 тыс., сроки реализации 2015–2017 гг.);
г.Ошмяны – внедрение мероприятий по энергоэффективности в учреждении образования "Ясли-сад № 3 г.Ошмяны" (бюджет проекта €697 тыс., сроки реализации 2018–2020 гг.);
г.Береза – внедрение системы светодиодного уличного освещения в Березовском районе с использованием системы автоматического регулирования (бюджет проекта более €600 тыс., сроки реализации 2018–2020 гг.).

Важным для Беларуси является проект Глобального экологического фонда и ПРООН "Повышение энергетической эффективности жилых зданий в Республике Беларусь", направленный на снижение потребления энергии при эксплуатации жилых зданий и соответствующее сокращение выбросов парниковых газов (сроки реализации – 2012–2018 гг., объем финансирования – $4,9 млн.). В рамках проекта завершено строительство трех демонстрационных жилых зданий в городах Гродно, Минске и  Могилеве с инженерными системами, позволяющими обеспечить минимальное энергопотребление на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение.

Справочно.
Эти дома, построенные по энергоэффективным технологиям, сократили потребление энергии на 40% в сравнении с жилищным фондом, построенным в соответствии с действующими строительными нормами и тепловыми эталонами. Планируется разработка программного модуля, позволяющего дистанционно определять удельные показатели потребления тепловой энергии на отопление домов и обеспечивать автоматизированный мониторинг зданий. Указанную систему планируется ввести в опытную эксплуатацию в 2018 году в  ГО "Минское городское хозяйство".

В рамках сотрудничества Беларуси со Всемирным банком с 2001 года подписано 7 соглашений о предоставлении займов для проектов в сфере энергосбережения, повышения энергоэффективности и развития использования ВИЭ на общую сумму $422,6 млн., шесть из которых на сумму $332,6 млн. уже реализованы.

Справочно.
Выполнены проекты по модернизации инфраструктуры в социальной сфере и по реабилитации районов, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС. Осуществлена реконструкция котельных, модернизированы тепловые пункты, в зданиях объектов социальной сферы (учреждения образования, здравоохранения и соцзащиты) проведена тепловая реабилитация. В этих районах дополнительно выполнена работа по газификации ряда населенных пунктов.

В 2017 году завершилась реализация проекта "Повышение энергоэффективности в Республике Беларусь" по линии Всемирного банка на общую сумму $215 млн. Осуществлена реконструкция с преобразованием в мини-ТЭЦ шести котельных, находящихся в ведении Витебского, Гомельского, Гродненского и Минского облисполкомов, а также выполнена реконструкция Гомельской ТЭЦ-1 и Могилевской ТЭЦ-1.

Продолжается реализация проекта "Использование древесной биомассы для централизованного теплоснабжения" (объем кредитных средств $90 млн., сроки реализации – 2014–2019 гг.), в рамках которого в Брестской, Гомельской, Гродненской, Минской и Могилевской областях проводятся работы по строительству и реконструкции 20 котельных организаций ЖКХ с обеспечением использования на них древесного топлива, в том числе со строительством мини-ТЭЦ на крупных районных котельных в городах Калинковичи, Барановичи и Волковыск.

5. Наведение порядка на земле, благоустройство территорий

Минприроды осуществляет общую координацию этой работы и в целях формирования единой системы контроля и отчетности ежегодно разрабатывает Республиканский план мероприятий по наведению порядка на земле.

В 2017 году и I квартале 2018 г. обеспечено, в том числе:

обустройство свыше 1,3 тыс. придомовых территорий многоэтажной жилой застройки, включая детские игровые и спортивные площадки;

обустройство и ремонт 1 736 существующих и создание 15 новых мест и зон отдыха на водных объектах;

обустройство 190 существующих и создание 16 новых мест и зон отдыха, туристических стоянок в национальных парках и заказниках;

снос около 400 непригодных и неэксплуатируемых зданий и сооружений сельскохозяйственных организаций;

установка и ремонт ограждений на 827 животноводческих фермах и комплексах;

распашка и вовлечение в хозяйственный оборот свыше 8 тыс. га пустующих сельскохозяйственных земель.

Справочно.
В рамках осуществления контроля за наведением порядка на земле территориальными органами Минприроды в I квартале 2018 г. проведено свыше 10 тыс. контрольных мероприятий. По результатам проверок выявлено 8,2 тыс. нарушений природоохранного законодательства. К административной ответственности привлечено 1 322 виновных лица на сумму 264,5 тыс. рублей. По выявленным фактам нарушений составлено 286 предписаний, выдано свыше 2,1 тыс. рекомендаций, направлено около 3 тыс. информационных писем об устранении выявленных нарушений. В результате принятых мер 75% нарушений устранено, еще 25% находится на стадии устранения.

В 2018 году Республиканским планом предусмотрено:

посадить в населенных пунктах не менее 83 тыс. деревьев и 142 тыс. кустарников;

отремонтировать 3 тыс. м2  улично-дорожной сети;

обустроить более 2 тыс. спортивных и детских игровых площадок;

устроить и реконструировать 330 га газонов;

снести около 4 тыс. ветхих и пустующих жилых домов;

установить ограждения на территории свыше 1,3 тыс. кладбищ;

оборудовать не менее 145 контейнерных площадок и установить 845 контейнеров для сбора отходов.

В связи с объявлением Главой государства 2018 года Годом малой родины Минприроды приняло решение о проведении в Республике Беларусь с апреля по октябрь 2018 г. глобальной экологической кампании "Обустроим малую родину". Органами государственного управления, учреждениями образования, предприятиями и общественными организациями проведены и планируются различные акции и мероприятия, среди которых – "Неделя леса", "Чистый двор", "Восстановим землю вместе", "Помоги природе делом", "Чистый берег", "Чистый водоем" и др.

****
По словам Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, "природа – это дар божий, мы его должны сохранить и еще в лучшем состоянии передать своим детям и внукам".

В 2018 году особое внимание уделяется наведению порядка в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним землях. Как заявил Глава государства на состоявшемся 3 апреля 2018 г. республиканском семинаре-совещании о развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли страны, "решение имеющихся проблем предполагает престиж и комфорт сельского быта, моду, если хотите, на собственный дом и вокруг него кусочек земли, гармоничное сочетание красоты белорусской природы и высоких технологий современной жизни".
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2018