Главная / Вы спрашивали – мы отвечаем
  • Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление № 229) определено, что оно не распространяется на закупки в строительстве. Может ли организация (в частности ОАО) при закупке товаров (работ, услуг) за счет собственных средств руководствоваться разработанным положением в соответствии с постановлением № 229?
    Ответ: С 26 февраля 2018 г. вступил в силу абзац тринадцатый подпункта 4.4. пункта 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее - Декрет № 7) которым установлено, что субъекты хозяйствования (юридические лица и индивидуальные предприниматели) при осуществлении экономической деятельности в сфере строительства не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома (далее - бюджетные средства), а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений).

    Таким образом, после вступления в силу Декрета № 7 необходимость проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, а, следовательно, применения Указа Президента Республики Беларусь № 380 от 20.10.2016 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» сохраняется лишь при проведении данных закупок за счет бюджетных средств. При проведении закупок при строительстве объектов из иных источников, порядок проведения процедур закупок не регламентирован.

    На основании вышеизложенного, Минстройархитектуры полагает, что закупка товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляются на основании локальных нормативных правовых актов, утвержденных руководителями данных субъектов хозяйствования. Ответ подготовлен Комитетом экономики Мингорисполкома
    в мае 2018 года
  • Наружная реклама, какие особенности и изменения в связи с вступлением в силу Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»
    Ответ: В соответствии с абзацем четвертым подпункта 4.6 пункта 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет) с 26.02.2018 предусматривается отмена административной процедуры по согласованию наружной рекламы и рекламы на транспорте, в этой связи в настоящее время из постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 22.11.2007 № 1497 «О реализации Закона Республики Беларусь «О рекламе» и от 17.02.2012 № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» исключаются соответствующие нормы, регулирующие осуществление такой административной процедуры. Также указанными нормативными правовыми актами в указанный период будет предусмотрено исключение норм, создающих основания для выдачи необоснованных отказов в осуществлении административных процедур, одновременно предусматривается включение в перечень оснований для отказа в выдаче, продлении действия или переоформлении разрешения такого основания, как несоответствие внешнего вида или места размещения средства наружной рекламы требованиям законодательства, обусловлено право на обжалование отказа в выдаче, продлении действия или переоформления разрешения.

    Декретом также предусматривается норма об осуществлении административных процедур по выдаче, продлению действия и переоформлению разрешения на размещение средства наружной рекламы по принципу «одно окно». В соответствии с ранее установленным порядком указанные административные процедуры в г.Минске уже осуществляются по принципу «одно окно» с 2007 года: рекламораспространитель представляет заявление и необходимые документы в уполномоченную Минским горисполкомом организацию КПУП  «Минскреклама», такое заявление рассматривается, в том числе на заседании рабочей группы по рекламе при комитете архитектуры и градостроительства Мингорисполкома, затем принимается административное решение о выдаче, продлении действия, переоформлении разрешения или об отказе в осуществлении таких действий.

    При предоставлении мест для размещения средств наружной рекламы на объектах коммунальной собственности на основании торгов, паспорт средства наружной рекламы оформляется в установленном порядке до проведения торгов на основании соответствующего решения Минского горисполкома.

    Отношения, возникающие между государственными органами, иными организациями, гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами в процессе производства и (или) размещения (распространения) рекламы на территории Республики Беларусь регулируются Законом.

    Согласно абз.  5 ст.  2 Закона ненадлежащая реклама - недобросовестная, недостоверная, неэтичная, скрытая и иная реклама, при производстве и (или) размещении (распространении) которой допущены нарушения законодательства. Данное определение фактически содержит разновидности ненадлежащей рекламы. Признаки недобросовестной, недостоверной, неэтичной и скрытой рекламы детализированы в ст.  26 Закона.

    В силу требования п.  5 ст.  26 Закона ненадлежащая реклама не допускается.

    Исключение из требований законодательства процедуры по согласованию наружной рекламы перед ее размещением подразумевает обязательное соблюдение рекламораспространителем, рекламодателем, рекламопроизводителем требований о добросовестности, достоверности, этичности рекламной информации, о недопустимости скрытой рекламы.

    Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от десяти до сорока базовых величин, а на юридическое лицо - от двадцати до пятидесяти базовых величин на основании части первой статьи 12.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

    Ответственность за нарушение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица установленного порядка рекламы алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков предусмотрена частью первой статьи 12.26 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и влечет наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин. Ответ подготовлен
    отделом предпринимательства комитета экономики Мингорисполкома
  • Как осуществляется постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г.Минске?
    Ответ: Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по месту их жительства (регистрации) соответствующими районными администрациями г.Минска, а также по месту работы в организациях.
    Для постановки на учет по месту жительства с 10.08.2011 требуется 10-летний срок регистрации по месту жительства в г.Минске.
    Для постановки на такой учет по месту работы в г.Минске, в соответствии с требованиями законодательства, наличие для этого постоянной регистрации в г.Минске не требуется, однако обязательным условием при этом является 10-летний срок работы в организациях г.Минска, что подтверждается соответствующими записями в трудовой книжке. Время обучения в высшем учебном заведении в срок такой работы не входит. Ответ подготовлен управлением
    жилищной политики Мингорисполкома
  • При сносе индивидуального жилого дома и изъятии земельного участка для государственных нужд на что может претендовать собственник?
    Ответ: В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь N 667 от 27.12.2007 без аукциона земельные участки для строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов в г.Минске предоставляются только многодетным семьям, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
    В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 02.02.2009 N 58 «О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд» согласно решению Мингорисполкома от 28.10.2010 N 2496 «О предстоящем изъятии земельных участков», в котором согласно Указу должны быть прописаны варианты реализации прав собственников объектов недвижимого имущества, при сносе индивидуального жилого дома и изъятии земельного участка для государственных нужд собственник имеет право на реализацию одного из прав:
    1. Получение в собственность квартиры типовых потребительских качеств, а также в случае, если рыночная стоимость предоставляемой квартиры меньше рыночной стоимости подлежащих сносу жилого дома или квартиры, строений, сооружений и насаждений при них, - денежной компенсации в размере данной разницы.
    2. Получение денежной компенсации за сносимые жилой дом или квартиру, строения, сооружения и насаждения при них в размере их рыночной стоимости, но не меньше, чем затраты, необходимые для строительства равноценных жилого дома или квартиры, строений, сооружений.
    В связи с проведением корректировки Генерального плана г. Минска и невозможностью реализации права на:
    - строительство и (или) получение в собственность жилого дома, строений, сооружений и насаждений при нем, равноценных по благоустройству и общей площади сносимым;
    - перенос и восстановление сносимых жилого дома, строений, сооружений и насаждений при нем, предлагается реализовать право на получение вне очереди и без проведения аукциона земельного участка на вещных правах, предусмотренных законодательством, для строительства и обслуживания жилого дома в любом ином населенном пункте Республики Беларусь при наличии объективной возможности, в том числе, подтвержденной генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования, утвержденными в соответствии с законодательством с выплатой соответствующей денежной компенсации. Ответ подготовлен отделом жилищной
    политики администрации Центрального района г.Минска
  • Подлежит ли постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г.Минске многодетная семья с 3-мя детьми, зарегистрированная с 2012 года в 1-комнатной квартире общей площадью 30, 27в Минске?
    Ответ: В соответствии с п. 6 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29.11.2005 № 565, не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане, прибывшие в г. Минск из других населенных пунктов, в течение 10 лет со дня регистрации их по месту жительства в г. Минске (за исключением супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, а также вселенных в установленном порядке и проживающих совместно нетрудоспособных родителей как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве членов семьи гражданина, имеющего место жительства в г. Минске).
    Таким образом, если многодетная семья с детьми зарегистрирована в г.Минске с 2012 года и учитывая, что законодательством не предусмотрены исключения для семей, имеющих 3 и более детей, оснований для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в такой ситуации не имеется. Ответ подготовлен управлением
    жилищной политики Мингорисполкома
  • Каким образом осуществляется выплата льготного кредита гражданином, призванным на срочную военную службу? Предусмотрена ли отсрочка выплаты льготного кредита на период срочной службы?
    Ответ: В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 01.08.2011 N 336 «О некоторых гарантиях гражданам, проходящим срочную военную службу», вступившим 13 действие с 09.08.2011, гражданам, проходящим срочную военную службу, предоставляется отсрочка возврата (погашения) кредита (в том числе льготного) на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений и уплаты процентов, платы (комиссионных и иных платежей) за пользование этим кредитом на период прохождения ими такой службы (далее - отсрочка), которая предоставляется со дня начала прохождения гражданином срочной военной службы до дня увольнения гражданина с этой службы.
    Предоставление отсрочки осуществляется на основании дополнительного соглашения к кредитному договору на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений (далее - ¬кредитный договор) при предоставлении гражданином, проходящим срочную военную службу (или его доверенным лицом) в банк справки о месте службы и занимаемой должности по типовой форме, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты по согласованию с Министерством обороны, с указанием в ней даты начала прохождения срочной военной службы.
    Дополнительное соглашение к кредитному договору по выбору гражданина, проходящего срочную военную службу, заключается либо с продлением срока полного возврата (погашения) кредита (в том числе льготного) на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений и уплаты процентов, платы (комиссионных и иных платежей) за пользование этим кредитом на срок предоставления отсрочки, либо без продления срока полного возврата (погашения) указанного кредита и уплаты процентов, платы (комиссионных и иных платежей) за пользование им.
    Иных льгот в части оказания дополнительной финансовой помощи на жилищное строительство в случае призыва кредитополучателя на срочную воинскую службу, законодательством, к сожалению, не предусмотрено.
    Учитывая изложенное, для предоставления отсрочки по выплате льготного кредита кредитополучателю следует в установленном порядке обратиться в учреждение банка, с которым заключен кредитный договор. Ответ подготовлен управлением
    жилищной политики Мингорисполкома
  • Осуществляется ли приватизация социального жилья, нежилых помещений? Какой порядок приватизации? Каким образом осуществляется расчет стоимости приватизации жилья?
    Ответ: Не подлежат приватизации:
    • квартиры социального пользования;
    • служебные жилые помещения, специальные служебные и специальные жилые помещения;
    • жилые помещения коммерческого использования (т.н.арендные);
    • квартиры, предоставленные по срочному договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда обязанным лицам;
    • жилые помещения в зонах эвакуации (отселения)
    • жилые помещения в реконструируемых или капитально ремонтируемых жилых домах в случае переустройства и (или) перепланировки квартир – на период с момента начала работ и до их окончания;
    • жилые помещения, занимаемые военнослужащими, выбывающими за пределы Республики Беларусь для прохождения военной службы в вооруженных силах других государств, либо членами семей таких военнослужащих;
    • жилые помещения в обособленных военных городках;
    • жилые помещения в зданиях органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;
    • жилые помещения, находящиеся в собственности Республики Беларусь и расположенные на территории иностранных государств;

    Порядок приватизации
    Наниматель жилого помещения, совершеннолетние члены его семьи, а также иные граждане, за которыми в соответствии с законодательством сохраняется равное с нанимателем право владения и пользования этим жилым помещением, подают заявление о приватизации в службу «Одно окно» местного исполнительного и распорядительный орган, организацию, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится жилое помещение.
    Заявление о приватизации подписывается всеми указанными гражданами – как участвующими, так и не участвующими в приватизации.
    К заявлению о приватизации жилого помещения прилагаются следующие документы: паспорта (свидетельства о рождении несовершеннолетних), письменное нотариально заверенное согласие отсутствующих членов семьи, оригиналы документов о льготах, именные приватизационные чеки «Жилье» (при их наличии).
    Приватизация может осуществляться на возмездной, безвозмездной или смешанной основе, а также на льготных условиях.
    На возмездной основе (только денежными средствами) приватизация осуществляется в случае, если у граждан не имеется именных приватизационных чеков «Жилье».
    Внимание! В обращении находятся и используются в соответствии с законодательством только перерегистрированные именные приватизационные чеки «Жилье».
    На безвозмездной, если сумма чеков «Жилье» равна стоимости этих помещений, определяемой в ценах на 31 декабря 1991 года.
    Если сумма чеков «Жилье» превышает стоимость жилого помещения, определяемую в ценах на 31 декабря 1991 года, жилое помещение передается безвозмездно, а остаток чеков «Жилье» может использоваться гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий для уплаты паевого взноса в ЖСПК, финансирования жилищного строительства (реконструкции), долевого участия в строительстве, приобретения жилья, погашения задолженности по кредитам банков и ссудам организаций.
    Часть жилого помещения, которая не оплачена за счет чеков «Жилье», подлежит выкупу в ценах, действующих на день подачи заявления о приватизации жилого помещения. При этом чеки «Жилье» участников приватизации засчитываются в счет погашения стоимости жилого помещения, определяемой в ценах на 31 декабря 1991 года.

    Расчет стоимости приватизации
    Стоимость жилых помещений для целей их приватизации определяется в соответствии с Положением об определении стоимости объектов приватизации, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.05.2013 № 421.
    Оценка стоимости жилых помещений с учетом их потребительских качеств осуществляется комиссиями, образованными местными исполнительными и распорядительными органами, юридическими лицами, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения. В работе этих комиссий вправе участвовать граждане, приватизирующие жилые помещения. О результатах оценки общей стоимости жилого помещения составляется акт установленной формы, утвержденный приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства от 30 июня 1992 г. N 49.

    Приватизация на льготных условиях
    Безвозмездно (с учетом жилищной квоты, суммы квот) передаются в собственность жилые помещения гражданам, перечисленным в Приложении 1.
    Жилые помещения, приватизируемые на льготных условиях (с учетом жилищной квоты, суммы квот), передаются участникам приватизации в равных долях в порядке согласно Приложению 2.
    Та часть жилых помещений, которая превышает общую площадь жилых помещений, передаваемых безвозмездно, приватизируется на общих основаниях. При этом доля участия в приватизации денежными средствами определяется по соглашению между участниками приватизации.
    Граждане, имеющие право на приватизацию на льготных условиях и имевшие, но не реализовавшие право на начисление жилищной квоты до 1 июля 1999 года, имеют право на одноразовое использование этой льготы.
    Граждане Республики Беларусь, не имевшие права на начисление жилищной квоты, а также использовавшие (полностью или частично) квоту на приватизацию или на другие цели, могут приватизировать занимаемые жилые помещения на общих основаниях без права на безвозмездную передачу в собственность.

    Принятие решений
    Решение о приватизации жилого помещения принимается в течение одного месяца со дня подачи заявления.
    Решения должны содержать следующие сведения:
    • на чье имя приватизируется жилое помещение;
    • перечень всех лиц, принимающих участие в приватизации данного жилого помещения;
    • размер жилищной квоты каждого участника приватизации;
    • размер денежных средств по выкупу той части жилого помещения, которая не оплачена за счет жилищной квоты (суммы квот), вложенных каждым участником приватизации по соглашению между ними.
    При приватизации квартиры, занимаемой несколькими собственниками, дополнительно в решении (выписке из решения) указывается размер доли нанимателя в приватизируемой квартире, площадь закрепленных за ним жилых комнат и подсобных помещений, места, которые остаются в общем пользовании собственников, а при приватизации на льготных условиях - о передаче жилого помещения участникам приватизации с указанием долей, передаваемых каждому из них.
    Договоры купли-продажи приватизируемых жилых помещений подлежат нотариальному удостоверению.
    В соответствии с пп.2.19 п.2 ст.257 Налогового кодекса Республики Беларусь за удостоверение договоров приватизации жилых помещений государственная пошлина не взимается.
    Если в течение года договор приватизации жилого помещения не удостоверен в нотариальном порядке, то решение утрачивает силу.
    Нотариально удостоверенный договор приватизации жилого помещения в соответствии с п. 2 ст. 529 Гражданского кодекса Республики Беларусь подлежит государственной регистрации. Обязанность по государственной регистрации договора приватизации жилого помещения возлагается на покупателя

    Оплата стоимости
    Оплата стоимости приватизируемых жилых помещений может производиться в рассрочку до сорока лет при условии внесения первоначального взноса в размере не менее десяти процентов стоимости этих жилых помещений, подлежащей оплате.
    При неуплате в течение одного года очередных взносов договор может быть расторгнут в судебном порядке по инициативе продавца.
    Гражданин вправе произвести отчуждение приобретенного в рассрочку жилого помещения только после полного погашения стоимости этого жилого помещения. Ответ подготовлен управлением
    жилищной политики Мингорисполкома
  • В каких случаях экспертиза достоверности оценки является обязательной?
    Ответ: В соответствии с пунктом 24 Указа Президента Республики Беларусь от 13.10.2006 № 615 «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь» обязательная экспертиза достоверности оценки проводится в случаях:
    • передачи капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, незавершенных законсервированных капитальных строений, незавершенных незаконсервированных капитальных строений, находящихся в государственной собственности, за исключением жилых домов и жилых помещений, в том числе не завершенных строительством, в ипотеку в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору;
    • внесения неденежного вклада в уставный фонд юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;
    • совершения в соответствии с актами законодательства, регулирующими порядок распоряжения государственным имуществом, сделки, предусматривающей возмездное отчуждение капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, незавершенных законсервированных капитальных строений, незавершенных незаконсервированных капитальных строений, находящихся в государственной собственности, за исключением их отчуждения путем продажи на аукционах с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, определенной законодательством, а также возмездного отчуждения жилых домов и жилых помещений, в том числе не завершенных строительством, включая их отчуждение в процессе приватизации;
    • в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
    Ответ подготовлен Минским городским
    территориальным фондом государственного имущества
    в июне 2018 года
  • За коммунальным унитарным предприятием закреплено на праве хозяйственного ведения капитальное строение, находящееся в собственности г.Минска, которое планируется передать в ипотеку в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору. Возможно ли осуществить передачу в залог здания по рыночной стоимости?
    Ответ: Распоряжение имуществом, находящимся в собственности г.Минска, регулируется Инструкцией о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города Минска, утвержденной Решением Минского городского Совета депутатов от 25.01.2000 № 87 (далее – Инструкция). Согласно пункту 10 и подпункту 10.1 пункта 10 Инструкции распоряжение зданиями, находящимися в собственности города Минска, при залоге производится по оценочной стоимости, если иное не установлено Мингорсоветом.

    Таким образом, в случае необходимости передачи в залог имущества по рыночной стоимости, принимается решение Мингорсовета. Ответ подготовлен Минским городским территориальным фондом государственного имущества
    в июне 2018 года
  • Коммунальное унитарное предприятие проводит внутреннюю оценку стоимости имущества, находящегося в собственности г.Минска и закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения. Является ли обязательным для применения технический кодекс установившейся практики ТКП 52.7.01-2017 (33520) «Оценка стоимости объектов гражданских прав. Порядок проведения оценки стоимости имущества, находящегося в государственной собственности», утвержденного приказом Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 13.01.2017 № 6 или же возможно применение для этой цели иных нормативных документов?
    Ответ: Нет, невозможно. Порядок проведения оценки стоимости имущества, находящегося в государственной собственности, закрепленного за коммунальным юридическим лицом, установлен техническим кодексом установившейся практики ТКП 52.7.01-2017 (33520) «Оценка стоимости объектов гражданских прав. Порядок проведения оценки стоимости имущества, находящегося в государственной собственности», утвержденного приказом Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 13.01.2017 № 6. При этом обязательность применения данного технического кодекса определена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.03.2018 № 213. Ответ подготовлен Минским городским территориальным фондом государственного имущества
    в июне 2018 года
  • Я являюсь индивидуальным предпринимателем и рассматриваю варианты по заключению договора безвозмездного пользования изолированным помещением под оформленные договором обязательства по созданию рабочих мест. Расскажите, пожалуйста, смогу ли я пользоваться данным помещением после окончания срока действия договора безвозмездного пользования?
    Ответ: Порядок предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей под оформленные договором обязательства по созданию рабочих мест установлен Инструкцией, утвержденной решением Минского горсовета от 25.09.2012 № 250.

    В соответствии с указанной Инструкцией по истечении срока действия договора недвижимое имущество сдается в аренду, если в установленном законодательством порядке в отношении этого имущества не принято иное решение. Если принято решение о сдаче недвижимого имущества в аренду, юридические лица и индивидуальные предприниматели, добросовестно исполнившие обязательства по договору безвозмездного пользования, имеют преимущественное право на заключение договора аренды. В целях реализации такого права юридические лица и индивидуальные предприниматели считаются добросовестно исполнявшими свои обязательства, если они не допускали нарушений условий договора, дающих право ссудодателю требовать досрочного расторжения договора.

    Кроме того, в соответствии с пунктом 8 Инструкции о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города Минска, утвержденной решением Минского горсовета от 25.04.2000 № 87, юридические лица и индивидуальные предприниматели, не менее трех лет использующие на основании договора безвозмездного пользования под создание рабочих мест находящиеся в собственности города Минска капитальные строения (здания, сооружения), в том числе не зарегистрированные в установленном порядке, изолированные помещения, машино-места, иное недвижимое имущество, надлежащим образом исполняющие свои обязательства по договору безвозмездного пользования за указанный период, в случае принятия решения об отчуждении этих капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, иного недвижимого имущества имеют право преимущественного приобретения этого имущества по рыночной стоимости с предоставлением рассрочки оплаты до пяти лет с ежемесячной индексацией платежей со дня заключения договора купли-продажи. Ответ подготовлен Минским городским
    территориальным фондом государственного имущества
    в январе 2018 года
  • Коммунальное унитарное предприятие планирует осуществить отчуждение государственного имущества, а именно, здания, закрепленного на праве хозяйственного ведения, путем продажи на аукционе. Однако первичная документация, необходимая для проведения внутренней оценки, отсутствует. Какие действия необходимо предпринять?
    Ответ: В данном случае организация руководствуется пунктом 9.3 технического кодекса установившейся практики ТКП 52.7.01-2017 (33520) «Оценка стоимости объектов гражданских прав. Порядок проведения оценки стоимости имущества, находящегося в государственной собственности» (далее – ТКП), утвержденного приказом Госкомимущества от 13 января 2017 г. № 6. В соответствии с вышеуказанным пунктом ТКП, в случае отсутствия документов, подтверждающих данные, необходимые для оценки стоимости имущества, оценочная стоимость этого имущества приравнивается к остаточной стоимости объекта оценки, определенной в рамках затратного метода организацией, осуществляющей оценочную деятельность. Ответ подготовлен Минским городским
    территориальным фондом государственного имущества
    в январе 2018 года
  • ОАО со 100% долей государства в уставном фонде планирует продать капитальное строение на аукционе по оценочной стоимости. Учитывая, что доля государства в ОАО составляет 100%, необходимо ли при оценке руководствоваться ТКП 52.7.01-2017 (33520) по оценке госимущества?
    Ответ: Технический кодекс установившейся практики ТКП 52.7.01-2017 (33520) «Оценка стоимости объектов гражданских прав. Порядок проведения оценки стоимости имущества, находящегося в государственной собственности» (далее – ТКП), утвержденный приказом Госкомимущества от 13 января 2017 г. № 6, устанавливает порядок проведения оценки стоимости имущества, находящегося в государственной собственности, закрепленного за республиканскими и коммунальными юридическими лицами на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, имущества, переданного хозяйственным обществам и республиканским государственно-общественным объединениям по договорам безвозмездного пользования имуществом государственной собственности, переданного по иным основаниям, сделки по распоряжению которым осуществляются в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 4 июля 2012 г. № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом» и решениями местных Советов депутатов о порядке распоряжения имуществом, находящимся в коммунальной собственности.

    Таким образом, ОАО, независимо от размера доли государства в их уставном фонде, обязано определять оценочную стоимость в соответствии с ТКП только в отношении имущества, находящегося в государственной собственности, которое передано обществу по договорам безвозмездного пользования имуществом государственной собственности, передано по иным основаниям. Ответ подготовлен Минским городским
    территориальным фондом государственного имущества
  • У коммунального унитарного предприятия на балансе числится капитальное строение 1975 года постройки, которое планируется продать на аукционе. В 2015 году проводилась реконструкция здания. В ноябре 2017 года предприятием определена оценочная стоимость капитального строения. В соответствии с ТКП по оценке госимущества срок действия оценки при продаже на аукционе – 12 месяцев. Оценка действительная до ноября следующего года?
    Ответ: Согласно пункту 9.4 технического кодекса установившейся практики ТКП 52.7.01-2017 (33520) «Оценка стоимости объектов гражданских прав. Порядок проведения оценки стоимости имущества, находящегося в государственной собственности» (далее – ТКП), утвержденного приказом Госкомимущества от 13 января 2017 г. № 6, при продаже на аукционе государственного имущества оценка действительна в течение 12 месяцев с даты оценки. В соответствии с пунктом 4.2 ТКП датой оценки стоимости основных средств для цели продажи на аукционе является 1 января текущего года, за исключением:

    - объектов основных средств, принятых к бухгалтерскому учету после 1 января текущего года, дата оценки для которых определяется по состоянию на первое число месяца, следующего за месяцем принятия их к бухгалтерскому учету;

    - объектов основных средств, по которым стоимость была изменена в текущем году в результате реконструкции (модернизации, реставрации), проведения иных аналогичных работ, дата оценки для которых определяется по состоянию на первое число месяца, следующего за месяцем отнесения этих работ на увеличение стоимости основных средств;

    Принимая во внимание, что капитальное строение, подлежащее продаже, числится на балансе предприятия с 1975 года, а также учитывая, что его стоимость не менялась в 2017 году в результате реконструкции (модернизации, реставрации), датой оценки для продажи на аукционе является 1 января 2017 года. Таким образом, независимо от того, в каком месяце предприятием проведена работа по оценке, срок ее действия истекает 31 декабря 2017 года. Ответ подготовлен Минским городским
    территориальным фондом государственного имущества
  • Разъясните, пожалуйста, как можно получить в безвозмездное пользование государственное недвижимое имущество под оформленные договором обязательства по созданию рабочих мест?
    Ответ: Инструкция о порядке предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей под оформленные договором обязательства по созданию рабочих мест утверждена решением Мингорсовета от 25.09.2012 № 250 и распространяет свое действие на имущество, находящееся в собственности города Минска, а также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) принадлежит городу Минску.

    Решение Мингорсовета от 25.09.2012 № 250 принято во исполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25.06.2012 № 590, утвердившего Положение о порядке предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей под оформленные договором обязательства по созданию рабочих мест в отношении недвижимого имущества, находящегося в республиканской собственности и собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) находятся в собственности Республики Беларусь.

    Решением Минского городского Совета депутатов от 28 февраля 2017 года № 283 в Инструкцию № 250 внесены изменения и дополнения.

    Внесенные изменения и дополнения направлены на придание прозрачности процедуре предоставления недвижимого имущества в безвозмездное пользование под оформленные договором обязательства по созданию рабочих мест.

    При этом, конкретизированы следующие аспекты порядка предоставления в безвозмездное пользование недвижимого имущества.

    По заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя в безвозмездное пользование передается неиспользуемое и не планируемое к дальнейшему использованию в соответствии с бизнес-планом ссудодателя недвижимое имущество, включенное в Единую информационную базу неиспользуемого государственного имущества, предназначенного для продажи и сдачи в аренду, размещаемую на Интернет-портале Государственного комитета по имуществу.

    Недвижимое имущество, расположенное на территории города Минска, передается в безвозмездное пользование только в случаях, если оно в установленном законодательством порядке не вовлечено в хозяйственный оборот путем продажи на аукционе (по конкурсу) и (или) сдачи в аренду в течение 60 календарных дней с соответствующей даты.

    Заявителю не может быть отказано в передаче недвижимого имущества, за исключением случая, если на дату подачи заявления принято иное решение по распоряжению этим имуществом или его использованию иным образом.

    Инструкцией не установлены иные критерии отбора заявителей, претендующих на заключение договора безвозмездного пользования.

    Таким образом, ссудодатели должны рассматривать предложения в порядке очередности в зависимости от даты подачи соответствующих заявлений, устанавливаемой путем регистрации входящей корреспонденции.

    Существенные условия договора безвозмездного пользования определены в пункте 4 Инструкции № 250.

    Статьей 290 Гражданского кодекса Республики Беларусь установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями.

    Поэтому при даче ссудодателем оценки надлежащему исполнению условий договора безвозмездного пользования необходимо истребование документов, подтверждающих исполнение ссудополучателем всех условий договора.

    В соответствии с частью второй пункта 4 Инструкции № 250 срок действия договора, не должен быть менее срока окупаемости затрат юридического лица, индивидуального предпринимателя на создание рабочих мест (при представлении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем расчета срока окупаемости затрат).

    Форма составления данного расчета Инструкцией не установлена, в связи с чем он составляется юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) самостоятельно в произвольной форме и должен содержать сведения о затратах, необходимых для организации рабочих мест и сроке их окупаемости. Срок действия договора определяется по соглашению сторон исходя из представленных ссудополучателем документов.

    До вынесения решения Мингорисполкома о предоставлении имущества в безвозмездное пользование условия договора, в том числе и срок его действия, будут обсуждаться на заседании комиссии Мингорисполкома по упорядочению использования зданий, сооружений и помещений, находящихся в государственной собственности. Ответ подготовлен Минским городским
    территориальным фондом государственного имущества
  • Узнав на интернет-портале Мингорисполкома о проведении аукционных торгов по продаже изолированных помещений, решил принять участие. Однако я не зарегистрирован как индивидуальный предприниматель и юридическое лицо. Могу ли поучаствовать в торгах как физическое лицо?
    Ответ: Да. В соответствии с пунктом 4 Положения о порядке организации и проведения аукционов (конкурсов) по продаже отдельных объектов, находящихся в государственной собственности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.07.2013 № 609 (далее – Положение), торги являются открытыми, за исключением случаев, установленных законодательными актами. Участниками торгов могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь, а также иностранные юридические лица и индивидуальные предприниматели, граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, за исключением случаев, установленных в части третьей пункта 4 Положения и (или) законодательными актами. Ответ подготовлен Минским городским
    территориальным фондом государственного имущества
  • Как определяется начальная стоимость продажи предприятий как имущественных комплексов, находящихся в республиканской и коммунальной собственности?
    Ответ: Начальная цена продажи предприятий как имущественных комплексов, находящихся в республиканской и коммунальной собственности определяется, исходя из рыночной стоимости. Такое требование закрепляет абз. 5 подп. 1.7 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 23.02.2016 № 78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь». Порядок определения начальной цены продажи установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2010 № 1929.

    Рыночную стоимость определяют осуществляющие оценочную деятельность госорганизации; организации, доля госсобственности в уставном фонде которых составляет более 50%; унитарные предприятия, осуществляющие оценочную деятельность, созданные Белорусской торгово-промышленной палатой.

    Рыночная стоимость определяется на дату, установленную комиссиями по приватизации. Ответ подготовлен Минским городским
    территориальным фондом государственного имущества
  • Какие документы требуются для подготовки проекта решения Мингорисполкома при осуществлении коммунальным унитарным предприятием залога имущества, а именно капитального строения, находящегося в собственности г.Минска?
    Ответ: При залоге имущества, в данном случае капитального строения, находящегося в собственности г.Минска, предприятие руководствуется Инструкцией о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности г.Минска», утвержденной решением Минского городского совета депутатов от 25.04.2000 № 87 «О порядке управления и распоряжения собственностью г. Минска». Перечень документов, необходимых для подготовки проекта решения о залоге имущества, указан в пункте 7 Приложения к указанной Инструкции Ответ подготовлен Минским городским
    территориальным фондом государственного имущества
  • Какой перечень документов предоставляется для проведения экспертизы достоверности внутренней оценки государственного имущества?
    Ответ: Для проведения экспертизы достоверности внутренней оценки государственного имущества, документы представляются в соответствии с пунктом 23 Главы 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2011 № 173 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 6 августа 2010 г. № 410». Ответ подготовлен Минским городским
    территориальным фондом государственного имущества
  • Возможно ли использование результата внутренней оценки не в соответствии с целью, указанной в акте о внутренней оценке?
    Ответ: Нет, невозможно. Результат внутренней оценки может использоваться только в соответствии с целью, указанной в акте о внутренней оценке. Ответ подготовлен Минским городским
    территориальным фондом государственного имущества
  • В течение какого времени проводится экспертиза достоверности внутренней оценки государственного имущества?
    Ответ: В соответствии с пунктом 23 Главы 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2011 № 173 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 6 августа 2010 г. № 410» экспертиза достоверности внутренней оценки проводится в течение 30 календарных дней с даты поступления в адрес исполнителя экспертизы заявки и необходимых документов. В случае если экспертом выявлены аргументированные замечания и (или) ошибки в расчетах, которые могут повлиять на обоснованность результата внутренней оценки, указанные замечания и (или) ошибки в письменной форме направляются заказчику экспертизы. После устранения выявленных замечаний и (или) ошибок заказчик экспертизы повторно подает заявку на проведение экспертизы достоверности внутренней оценки государственного имущества в адрес исполнителя экспертизы. Ответ подготовлен Минским городским
    территориальным фондом государственного имущества
  • На каких условиях государственное недвижимое имущество может быть передано в безвозмездное пользование индивидуальному предпринимателю.
    Ответ: Решением Минского городского Совета депутатов от 28 февраля 2017 года внесены изменения и дополнения в Инструкцию о порядке предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей под оформленные договором обязательства по созданию рабочих мест, утвержденную решением горсовета от 25 сентября 2012 года № 250.

    Внесенные изменения и дополнения направлены на придание прозрачности процедуре предоставления недвижимого имущества в безвозмездное пользование под оформленные договором обязательства по созданию рабочих мест.

    Так, конкретизирован порядок предоставления в безвозмездное пользование недвижимого имущества.

    По заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя в безвозмездное пользование передается неиспользуемое и не планируемое к дальнейшему использованию в соответствии с бизнес-планом ссудодателя недвижимое имущество, включенное в Единую информационную базу неиспользуемого государственного имущества, предназначенного для продажи и сдачи в аренду, размещаемую на Интернет-портале Государственного комитета по имуществу.

    Недвижимое имущество, расположенное на территории города Минска, передается в безвозмездное пользование только в случаях, если оно в установленном законодательством порядке не вовлечено в хозяйственный оборот путем продажи на аукционе (по конкурсу) и (или) сдачи в аренду в течение 60 календарных дней с соответствующей даты.

    Заявителю не может быть отказано в передаче недвижимого имущества, за исключением случая, если на дату подачи заявления принято иное решение по распоряжению этим имуществом или его использованию иным образом.

    (Контактный телефон для консультаций 200 69 14) Ответ подготовлен Минским городским
    территориальным фондом государственного имущества
  • Сколько ИПЧ «Имущество» можно обменять на акции?
    Ответ: Обменять можно чеки лично начисленные, а также полученные по дарению от близких родственников (родителей, детей, супругов, родных братьев и сестер, внуков, бабушек, дедушек, свекрови, свекра, тестя и тещи) причем подаренные чеки должны быть перечислены на сертификат гражданина, производящего обмен. Необходимо помнить, что обменять на акции открытых акционерных обществ можно не более 250 подаренных чеков «Имущество». Ответ подготовлен Минским городским
    территориальным фондом государственного имущества
  • Будучи бывшим сотрудником ОАО «МАПИД», могу ли я оставшиеся у меня чеки «Имущество» вложить в акции данного общества?
    Ответ: С 6 марта 2017 года начался обмен находящихся в собственности г.Минска акций ОАО «МАПИД» на ИПЧ «Имущество». Вам необходимо обратиться в учреждение ОАО «АСБ Беларусбанк» по месту выдачи ИПЧ «Имущество». Ответ подготовлен Минским городским
    территориальным фондом государственного имущества
  • Возможно ли проведение оценки стоимости государственного имущества – зданий, сооружений, которые не зарегистрированы в установленном порядке?
    Ответ: Да, возможно. Новый технический кодекс установившейся практики ТКП 52.7.01-2017 (33520) «Оценка стоимости объектов гражданских прав. Порядок проведения оценки стоимости имущества, находящегося в государственной собственности», утвержденный приказом Госкомимущества от 13.01.2017 № 6, устанавливает порядок проведения оценки стоимости государственного имущества, в том числе, зданий, сооружений, изолированных помещений, не зарегистрированных в установленном порядке. Ответ подготовлен Минским городским
    территориальным фондом государственного имущества
  • В течение какого срока действительна оценка стоимости государственного имущества, а именно, здания, проводимая для залога?
    Ответ: Согласно п. 9.4 ТКП 52.7.01-2017(33520) оценка стоимости государственного имущества – зданий, сооружений, изолированных помещений, проводимая для цели залога действительна в течение шести месяцев с даты оценки. Ответ подготовлен Минским городским
    территориальным фондом государственного имущества
  • Какой коэффициент пересчета применяется при проведении оценки стоимости изолированного помещения индексным методом для следующих целей: а)залога, б) аукциона, в)внесения в виде неденежного вклада в уставный фонд государственного юридического лица?
    Ответ: Согласно п.4.4 ТКП 52.7.01-2017(33520) в случае проведения оценки для целей залога и аукциона коэффициент пересчета применяется равным коэффициенту изменения стоимости видов (групп) основных средств, ежемесячно публикуемому Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь, а для цели – внесение в виде неденежного вклада в уставный фонд государственного юридического лица, равным единице. Ответ подготовлен Минским городским
    территориальным фондом государственного имущества
  • Возможно ли формирование уставного фонда юридического лица путем внесения в виде неденежного вклада материальных историко-культурных ценностей на основании внутренней оценки, выполненной индексным методом, то есть по оценочной стоимости?
    Ответ: Нет, невозможно. ТКП 52.7.01-2017(33520) по оценке государственного имущества не распространяется на историко-культурные ценности, а порядок оценки недвижимых историко-культурных ценностей регулируется Положением о порядке оценки стоимости культурных ценностей, которое утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 19 апреля 2007 г. № 190. Формирование уставного фонда юридического лица путем внесения в виде неденежного вклада материальных историко-культурных ценностей может проводится на основании внутренней или независимой оценки, выполненной рыночным методом. Экспертиза достоверности оценки не проводится. Ответ подготовлен Минским городским
    территориальным фондом государственного имущества
  • Решением Мингорисполкома от 30.06.2016 № 1878 с 01.10.2016 изменены границы экономико-планировочных зон города Минска. Где можно уточнить в какой зоне находится принадлежащий нам объект недвижимости?
    Ответ: Описание границ экономико-планировочных зон города Минска установлено в приложении 1 к решению Мингорисполкома от 30.06.2016 № 1878. С текстом данного решения можно ознакомиться в любой справочно-правовой базе. Карта экономико-планировочных зон города Минска размещена на официальном сайте Мингорисполкома (minsk.gov.by) в разделе «Строительство» и на сайте КУП «Минский городской центр недвижимости» (mgcn.by). Ответ подготовлен Минским городским
    территориальным фондом государственного имущества
  • Пользуются ли преференциями резиденты свободных экономических зон при покупке на аукционных торгах неиспользуемых объектов государственной собственности вместе с правом заключения договора аренды земельного участка?
    Ответ: Аукционные торги проводятся в соответствии с Положением о порядке организации и проведения аукционов по продаже объектов государственной собственности и земельного участка в частную собственность или права заключения договора аренды земельного участка для обслуживания недвижимого имущества, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2008 № 462 (далее – Положение).

    Согласно пункту 5 Положения аукционы являются открытыми. Их участниками могут быть граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь, а также иностранные инвесторы (иностранные государства, объединения, международные организации, иностранные юридические лица, иностранные граждане, граждане Республики Беларусь, имеющие постоянное место жительства за границей, и лица без гражданства), если иное не установлено законодательными актами.

    Правовой статус резидентов свободных экономических зон (далее – резиденты СЭЗ) в Республике Беларусь как особых территорий постоянно видоизменяется, дополняется новыми льготами и преференциями.

    Так, на основании Указа Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 № 262 резиденты СЭЗ освобождены от платы за право заключения договора аренды земельного участка, предоставляемого для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в границах СЭЗ.

    Вместе с тем, в соответствии с законодательством, недвижимое имущество и земельный участок или право заключения договора аренды земельного участка, необходимого для обслуживания этого имущества, составляют единый предмет аукциона.

    Начальная цена единого предмета торгов формируется как сумма начальной цены продажи находящихся в собственности города Минска капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений, незавершенных незаконсервированных капитальных строений и начальной цены земельных участков или права заключения договоров аренды земельных участков, необходимых для их обслуживания. Исключений в порядке формирования начальной цены предмета торгов для резидентов СЭЗ законодательством не установлены.

    Резиденты СЭЗ «Минск» могут участвовать в указанных аукционных торгах на общих основаниях, без предоставления льгот и преференций. Ответ подготовлен Минским городским
    территориальным фондом государственного имущества
  • В каком порядке государственная организация может списать, закрепленное за ней имущество?
    Ответ: Порядок списания имущества, находящегося в республиканской собственности, определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 180.

    Списание имущества, находящегося в собственности города Минска, осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке списания имущества, находящегося в собственности города Минска, утвержденной решением Минского городского Совета депутатов от 25 апреля 2012 г. № 217. Ответ подготовлен Минским городским
    территориальным фондом государственного имущества
  • У меня есть ИПЧ «Имущество». Как их можно использовать?
    Ответ: Срок обращения ИПЧ «Имущество» установлен по 30 июня 2019 года.

    В соответствии с действующим законодательством граждане Республики Беларусь имеют право полученные ими ИПЧ «Имущество» обменять на акции открытых акционерных обществ, которые предлагаются к обмену через обособленные подразделения ОАО «АСБ Беларусбанк», или подарить близким родственникам для обмена на акции.

    Ознакомиться с Перечнем открытых акционерных обществ, обменивающих акции на ИПЧ «Имущество», и совершить операции по обмену можно в обособленном подразделении ОАО «АСБ Беларусбанк» по месту выдачи ИПЧ «Имущество». Ответ подготовлен Минским городским
    территориальным фондом государственного имущества
  • Хочу подарить акции городу Минску. Как это сделать?
    Ответ: В соответствии с Инструкцией о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города Минска, утвержденной решением Минского городского Совета депутатов от 25 апреля 2000 г. № 87 приобретение акций на безвозмездной основе в собственность города Минска осуществляется по решению Минского горисполкома путем заключения договора дарения акций в соответствии с законодательством. Ответ подготовлен Минским городским
    территориальным фондом государственного имущества
  • Как подать заявление о продаже принадлежащих мне акций хозяйственного общества?
    Ответ: При намерении продать акции хозяйственного общества акционер обязан заказным письмом направить уведомление в произвольной форме в Минский горисполком с указанием Ф.И.О владельца акций, адреса регистрации, контактного телефона, наименования хозяйственного общества, акции которого предлагаются к продаже, количества продаваемых акций и цены продажи за 1 акцию либо разместить заявку о продаже акций в Белорусской котировочной автоматизированной системе открытого акционерного общества «Белорусская валютно-фондовая биржа».

    Сколько дней рассматриваются уведомления?

    В соответствии с подпунктом 1.4. пункта 1. Указа Президента Республики Беларусь от 16.11.2006 № 677 «О некоторых вопросах распоряжения имуществом, находящимся в коммунальной собственности, и приобретения имущества в собственность административно-территориальных единиц» поступившее уведомление или заявка, размещенная в Белорусской котировочной автоматизированной системе открытого акционерного общества «Белорусская валютно-фондовая биржа» в Минский горисполком рассматривается в течение 90 календарных дней, в течение 10 календарных дней со дня принятия соответствующего решения акционеру письменно направляется уведомление с указанием его дальнейших действий. При покупки Минским горисполкомом акций необходимо заключить договор купли-продажи акций в течение 20 календарных дней с даты регистрации уведомления о принятом решении, при отказе в покупке акций – обратиться в депозитарий общества.

    При продаже горисполкому принадлежащих мне акций, освобождаюсь ли я от уплаты подоходного налога?

    Льгота по удержанию подоходного налога предоставляется в соответствии со ст. 160-163 Налогового кодекса Республики Беларусь (особенная часть). Ответ подготовлен Минским городским
    территориальным фондом государственного имущества
  • Что должен сделать акционер открытого акционерного общества, желающий продать принадлежащие ему акции, если на них Минский горисполком не имеет права преимущественной покупки?
    Ответ: При совершении сделок купли-продажи с акциями открытых акционерных обществ акционеру необходимо учитывать, что такие сделки он вправе совершать только на биржевом рынке. Для этого нужно обратиться к профучастнику рынка ценных бумаг, который ознакомит Вас с пошаговыми действиями, необходимыми для совершения сделок на Бирже, поможет сформировать пакет ценных бумаг, проконсультирует об иных необходимых в рамках действующего законодательства действиях при проведении операций на фондовом рынке.

    Для полноценной работы на фондовом рынке Вам необходимо:

    1. Иметь счет «депо» для хранения и учета прав на приобретаемые ценные бумаги, для чего необходимо заключить договор в одном из уполномоченных депозитариев Республики Беларусь.
    2. Заключить с профучастником соответствующий договор.
    3. Открыть в банке денежный счет: на него будут перечисляться денежные средства по результатам продажи ценных бумаг, с него можно осуществлять банковские переводы на счет профучастника для покупки. Возможно внесение наличных денежных средств без открытия счета – через кассу на счет Брокера.

    Для того чтобы найти профучастника следует обратиться в депозитарий, который ведет реестр акционеров Вашего общества. Ответ подготовлен Минским городским
    территориальным фондом государственного имущества
  • Какие условия предусмотрены Мингорисполкомом для создания производственных предприятий?
    Ответ: 1. Подбор неиспользуемых помещений в аренду http://minsk.gov.by/share/2010/11/10/ и через аукционные торги.
    2. Принятие решение по продаже арендуемых не менее 3-х лет помещений под производство.
    3. Создание совместных предприятий, в том числе с участием городских структур и хозяйственных обществ, имеющих неиспользуемое имущество. Государственным вкладом могут являться вещные права на объекты недвижимости.
    4. Проведение аукционов по продаже земельных участков для строительства производственных объектов. Ответ подготовлен Минским городским
    территориальным фондом государственного имущества
  • В рамках какого законодательства действует организатор аукциона при продаже объектов государственной собственности?
    Ответ: Порядок организации и проведения аукционов по продаже объектов государственной собственности утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2008 №462. Ответ подготовлен Минским городским
    территориальным фондом государственного имущества
  • Можно ли двум субъектам малого предпринимательства совместно поучаствовать в аукционных торгах по продаже объектов недвижимости, какие документы для этого необходимы?
    Ответ: Порядок проведения аукционных торгов определен Положением о порядке организации и проведения аукционов по продаже объектов государственной собственности и земельного участка в частную собственность или права заключения договора аренды земельного участка для обслуживания недвижимого имущества, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2008 № 462.
    При продаже на аукционе находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений допускается участие на стороне покупателя консолидированных участников - двух и более субъектов малого предпринимательства - индивидуальных предпринимателей и (или) микроорганизаций (далее - консолидированные участники). В целях участия в аукционе в качестве консолидированного участника индивидуальные предприниматели и (или) микроорганизации заключают договор о совместном участии в аукционе, в котором определяют:
    • доли своего участия в приобретении предмета аукциона;
    • взаимные права и обязанности по участию в аукционе;
    • уполномоченное лицо, которое будет представлять на аукционе стороны договора о совместном участии в аукционе, подписывать протокол о результатах аукциона, договор купли-продажи недвижимого имущества и договор аренды земельного участка (далее - уполномоченное лицо);
    • условие о том, что стороны договора о совместном участии в аукционе несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с участием в аукционе, а также по договору купли-продажи недвижимого имущества, договору аренды земельного участка;
    • максимальный размер цены, которую уполномоченное лицо не вправе превышать при участии в торгах на аукционе.
    Индивидуальные предприниматели и (или) микроорганизации, заключившие договор о совместном участии в аукционе, выдают уполномоченному лицу соответствующие доверенности.
    Для участия в аукционных торгах консолидированные участники к соответствующему заявлению прилагают следующие документы:
    • оригинал и копия договора о совместном участии в аукционе;
    • документ, подтверждающий внесение суммы задатка на расчетный счет, указанный в извещении, с отметкой банка;
    • копии документов, подтверждающих государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и (или) микроорганизаций, заключивших договор о совместном участии в аукционе;
    • сведения о средней численности работников микроорганизаций, заверенные подписью руководителя и печатью.
    При подаче документов уполномоченное лицо (его представитель) предъявляют документ, удостоверяющий личность, и доверенности, выданные индивидуальными предпринимателями и (или) микроорганизациями, заключившими договор о совместном участии в аукционе. Представителем уполномоченного лица дополнительно предъявляется доверенность, выданная в установленном законодательством порядке, либо документ, подтверждающий полномочия руководителя. Ответ подготовлен Минским городским
    территориальным фондом государственного имущества
  • Разъяснение законодательства о защите прав потребителей
    Ответ: В соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» (далее - Закон) потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества, соразмерного уменьшения покупной цены товара, незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара, возмещения расходов по устранению недостатков товара.
    Потребитель вправе потребовать замены технически сложного товара или дорогостоящего товара в случае обнаружения его существенных недостатков. Перечень таких технически сложных товаров утверждается Правительством Республики Беларусь.
    Вместо предъявления указанных требований потребитель вправе расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Закона. При этом потребитель по требованию и за счет продавца должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. Потребитель вправе возвратить такой товар без потребительской тары (упаковки).
    В соответствии со статьей 31 Закона при обнаружении отступлений от условий договора, ухудшивших результат работы (услугу), или иных недостатков выполненной работы (оказанной услуги) потребитель вправе по своему выбору потребовать безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги), соразмерного уменьшения установленной цены выполненной работы (оказанной услуги), безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы (оказания услуги), если это возможно, возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
    Потребитель вправе расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать возврата уплаченной за выполненную работу (оказанную услугу) денежной суммы, если в установленные пунктом 1 статьи 32 Закона (14 дней) или договором сроки недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать возврата уплаченной за выполненную работу (оказанную услугу) денежной суммы, если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или отступления от условий договора, ухудшившие результат работы (услугу).
    В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц (далее - обращения) независимо от того, в какой государственный орган или иную организацию (далее - организация) они поступили, первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией: в местных исполнительных и распорядительных органах, осуществляющих свою деятельность и расположенных в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращениях
    Таким образом, потребителю необходимо по месту нахождения субъекта хозяйствования направить претензионное письмо (с простым уведомлением или оставить запись в книге замечаний и предложений), в котором необходимо описать выявленные недостатки и изложить одно из указанных требований. При неполучении исполнителем претензии либо при отказе в удовлетворении требований потребитель можете письменно обратиться в администрацию района г.Минска (далее - администрация) с просьбой оказать содействие в разрешении сложившейся ситуации.
    Потребитель также вправе решать вопрос, обратившись в установленном законодательством порядке в суд.
    Помощь по составлению искового заявления потребителю могут оказать в администрации.
    Потребители от уплаты государственной пошлины освобождаются.

    При осуществлении покупки, на какие вопросы в первую очередь обращать внимание?
    Исчерпывающий перечень необходимой информации о предлагаемых товарах (работах, услугах), которую продавец (изготовитель, поставщик, представитель, исполнитель) обязан своевременно предоставлять потребителю изложен в статьях 7, 8 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей».

    Заключение договоров на оказание услуг.
    Примерная форма договоров

    Приобретение товаров через Интернет-магазины
    С 10 июля 2012 г. вступили в силу изменения в Правила осуществления розничной торговли по образцам.
    Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю через интернет-магазины, обязаны выполнять определенные требования.
    Справочно: интернет-магазин - сайт, содержащий информацию о товарах, продавце, позволяющий осуществить выбор, заказ и (или) приобретение товара.
    1. Размещать на главной странице сайта интернет-магазина следующую информацию - наименование (фирменное наименование) продавца, а если продавцом является индивидуальный предприниматель - фамилию, собственное имя, отчество;
    - наименование торгового объекта (при его наличии);
    - режим работы;
    - местонахождение;
    - информацию о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и наименовании органа, осуществившего его государственную регистрацию, месте жительства (если продавец - индивидуальный предприниматель);
    - дату регистрации интернет-магазина в Торговом реестре Республики Беларусь.
    2. Размещать на сайте интернет-магазина информацию о документах, подтверждающих факт приобретения товара, которые продавец обязан выдавать покупателю вместе с товаром, образцы этих документов и порядок их оформления.
    При торговле по образцам через интернет-магазин продавец обязан предоставить покупателям возможность расчета за приобретаемый в интернет-магазине товар путем дистанционного перечисления денежных средств.
    Справочно: дистанционное перечисление денежных средств - расчеты в наличной или безналичной форме посредством автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства (АИС "Расчет"), мобильного и интернет-банкинга, с использованием банковских пластиковых карточек, через кассы банков и объектов почтовой связи, наложенным платежом при доставке товаров по почте, посредством иных платежей, которые обеспечивают поступление средств за оплату товара на расчетный счет продавца.
    Пунктом 3 Правил предусмотрено, что розничная торговля путем предоставления описаний товаров, содержащихся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленных в фотографиях или иных информационных источниках, рассылаемых продавцом неопределенному кругу лиц с использованием услуг организаций почтовой связи или распространяемых в средствах массовой информации или любыми другими способами, не запрещенными законодательством, является розничной торговлей по образцам, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет через интернет-магазин.
    Пунктом 31 главы 4 положения о порядке использования кассового оборудования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 3 924/16 определен порядок приема наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения кассового оборудования, платежных терминалов.
    Розничная торговля по образцам в этот перечень не входит.
    Таким образом, при реализации товаров через интернет-магазин (доставка на дом или иным способом) продавец обязан предоставить потребителю кассовый чек. Ответ подготовлен управлением
    торговли и услуг Мингорисполкома
  • О законности размещения в г. Минске наружной рекламы на иностранных языках.
    Ответ: Размещение рекламы на иностранном языке в соответствии с нормами законодательства в этой области не запрещено в Республике Беларусь при условии, что это реклама зарегистрированных товарных знаков и (или) знаков обслуживания.

    В случае, если текст в рекламе представлен на иностранном языке, не являющимся товарным знаком, то такой текст должен размещаться с переводом на русский и (или) белорусский язык. При этом текст на иностранном языке оформляется идентично по содержанию и техническому оформлению тексту на белорусском и (или) русском языках.

    В случаях размещения наружной рекламы на объектах, являющихся историко-культурными ценностями, рекомендуется размещать вывески на белорусском языке. На сегодняшний день в Минске на фасадах зданий размещается наружная реклама в виде вывесок, содержащих названия торговых объектов, аптек или объектов обслуживания как на иностранном, русском, так и на белорусском языках. Ответ подготовлен управлением
    торговли и услуг Мингорисполкома
  • О недобросовестной конкуренции между субъектами предпринимательства
    Ответ: Обратиться в антимонопольный орган с заявлением о недобросовестной конкуренции можно в соответствии с Инструкцией о рассмотрении заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17 апреля 2006 г. № 61. Требования к такому заявлению установлены пунктами 5 и 6 данной Инструкции. Перечень форм недобросовестной конкуренции установлен в статье 16 Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

    За недобросовестную конкуренцию - штраф не менее 72 миллионов белорусских рублей

    Принимаемые государством меры, направленные на создание благоприятных условий для предпринимательской инициативы, позитивно повлияли на развитие малого и среднего бизнеса в республике. В свою очередь, увеличение субъектов предпринимательства на товарных рынках способствует развитию конкуренции и усилению конкурентной борьбы между ними за свое «место под солнцем». И не всегда методы этой борьбы честны. В последнее время антимонопольным органам все чаще приходится сталкиваться с недобросовестной конкуренцией между хозяйствующими субъектами. Наибольшее число заявлений о недобросовестной конкуренции в текущем году отмечается в городе Минске. В частности, одно из таких заявлений касалось недобросовестного приобретения прав на товарный знак.

    С конца 2010 года компания «Ю» поставляла в Республику Беларусь рис, крупы, бобовые, кондитерские ингредиенты, производимые в России под товарным знаком «НАЦИОНАЛЬ». Действие данного товарного знака распространялось только на территорию России, при этом поставки продукции осуществлялись также в другие страны ближнего и дальнего зарубежья. В мае 2014 года гражданином Беларуси В. были получены права на товарный знак «НАЦИОНАЛЬ» с распространением на территорию Республики Беларусь, в том числе в отношении таких товаров, как рис и зерновые продукты. Гражданин В. заключил лицензионный договор на передачу прав на товарный знак «НАЦИОНАЛЬ» с компанией «Ф», которая начала реализовывать гречневую крупу под товарным знаком «НАЦИОНАЛЬ» в упаковке, сходной до степени смешения с упаковками компании «Ю». В ноябре 2014 года гражданин В., являющийся также и руководителем компании «Ф», направил письменную претензию в адрес компании «Ю» с требованием выплаты денежной компенсации за незаконное использование товарного знака «НАЦИОНАЛЬ» в размере 10% от оборота за каждый день использования товарного знака. Также в декабре 2014 года гражданином В. были направлены письма о нарушении его гражданских прав в адрес крупных торговых сетей, в результате чего некоторые из них вернули компании «Ю» продукцию, маркированную товарным знаком «НАЦИОНАЛЬ».

    Необходимо отметить, что антимонопольным органом Беларуси при рассмотрении подобного дела впервые было использовано понятие «группа лиц». Владелец товарного знака «НАЦИОНАЛЬ» гражданин В. и компания «Ф» признаны группой лиц на основании того, что гражданин В. осуществляет функции единоличного исполнительного органа компании «Ф». Согласно положениям Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» группа лиц рассматривается как единый хозяйствующий субъект, и положения Закона, относящиеся к хозяйствующим субъектам, в равной степени распространяются на группу лиц.

    По результатам рассмотрения заявления компании «Ю» о недобросовестной конкуренции со стороны группы лиц в составе гражданина В. и компании «Ф» управлением антимонопольной и ценовой политики Мингорисполкома (антимонопольным органом) признано наличие необходимой совокупности признаков для установления факта недобросовестной конкуренции.

    Коллегией управления принято решение о признании факта нарушения антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции в действиях группы лиц в составе гражданина В. и компании «Ф»:

    • нарушение подпункта 1.1 пункта 1 статьи 16 Закона (смешение в отношении товаров конкурентов);

    • нарушение подпункта 1.4 пункта 1 статьи 16 Закона (призывы, обращения к хозяйствующим субъектам, иные действия или угроза действием со стороны хозяйствующего субъекта, направленные на препятствование формированию деловых связей конкурента, их нарушение или расторжение, препятствование предпринимательской деятельности конкурента);

    • нарушение пункта 2 статьи 16 Закона (недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров).

    Антимонопольным органом выдано предписание гражданину В. и компании «Ф» об устранении нарушения антимонопольного законодательства. Протокол об административном правонарушении, совершенном компанией «Ф», был направлен в экономический суд города Минска.

    Экономический суд вынес постановление о наложении административного взыскания на компанию «Ф» в виде штрафа в размере 400 базовых величин (72 миллиона рублей), на которое компанией «Ф» была подана жалоба в Верховный суд. Верховный суд поддержал решение антимонопольного органа и экономического суда города Минска, оставив административное взыскание без изменения. Ответ подготовлен управлением
    антимонопольной и ценовой политики Мингорисполкома
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2018