Минский областной исполнительный комитет и Минский городской исполни-
тельный комитет РЕШИЛИ:
1. Утвердить прилагаемые Правила застройки свободной экономической зоны
«Минск» (Правила осуществления архитектурной и градостроительной деятель-
ности на территории свободной экономической зоны «Минск»).
2. Контроль за осуществлением архитектурной и градостроительной деятельности на
территории свободной экономической зоны «Минск» возложить на комитет по архи-
тектуре, градостроительству и территориальному планированию Минского областно-
го исполнительного комитета и комитет архитектуры, градостроительства и земле-
устройства Минского городского исполнительного комитета.
Утверждено
решение Минскою областного
исполнительного комитета и
Минского городского
исполнительного комитета
13. 06. 2002 №384/843
ПРАВИЛА ЗАСТРОЙКИ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ
«МИНСК» (Правила осуществления архитектурной и градостроительной дея-
тельности на территории свободной экономической зоны «Минск»)
Глава 1. Общие положения
1. Правила застройки свободной экономической зоны «Минск» (Правила осуществ-
ления архитектурной и градостроительной деятельности на территории свободной
экономической зоны «Минск») (далее - Правила) разработаны в соответствии с За-
коном Республики Беларусь от 26 ноября 1993 г. «Об основах архитектурной и гра-
достроительной деятельности в Республике Беларусь» (Ведамасцi Вярхоунага Савета
Рэспублiкi Беларусь. 1994 г. № 1. ст.1). Законом Республики Беларусь от 7 дека-
бря 1998 г «О свободных экономических зонах» (Ведомости Национального собрания
Республики Беларусь. 1999 г. № 1, ст.2), приказом Министерства архитектуры и
строительства Республики Беларусь от 28 августа 1996 г. № 292 «Об утверждении
Примерных правил застройки городов и пригородных зон», другими нормативными
правовыми актами Республики Беларусь в области архитектурной и градостроитель-
ной деятельности.
2. Настоящие Правила регулируют архитектурную и градостроительную деятельность
на территории свободной экономической зоны «Минск» (далее - СЭЗ «Минск»), а
также отношения субъектов этой деятельности в процессе:
- подготовки и установления требований к архитектурной и градостроительной дея-
тельности на территории СЭЗ «Минск» как зоны особого государственного регулиро-
вания архитектурной и градостроительной деятельностью;
- согласования размещения всех видов строительства (реконструкции, модернизации.
реставрации, ремонта, сноса или перемещения объектов и благоустройства террито-
рий);
- выдачи исходно-разрешительной документации на проектирование и строительство
объектов;
- разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительных,
архитектурных и строительных проектов;
- производства строительно-монтажных работ;
- приёмки в эксплуатацию законченных строительством объектов;
- организации информационного взаимодействия с Государственными градостро-
ительными кадастрами административно-территориальных единиц,в границах которых находится СЭЗ «Минск»;
- запрещения архитектурной и градостроительной деятельности, осуществляемой с
нарушением требований законодательства, нормативной и проектной документации;
- привлечения к ответственности в соответствии с законодательством юридических
и физических лиц. виновных в нарушении законодательных и других нормативных
актов, регулирующих архитектурную и градостроительную деятельность.
3. Субъектами архитектурной и градостроительной деятельности на территории СЭЗ
«Минск» являются: органы государственной власти и управления, органы
территориального общественного самоуправления, предприятия, организации, иные
юридические и физические лица. чьи интересы затрагиваются в ходе преобразования
среды обитания.
Субъекты архитектурной и градостротельной деятельности могут выступать:
- заказчиками (инвесторами);
- архитекторами - авторами произведений архитектуры и градостроительства;
- разработчиками архитектурного, градостроительного и строительного проектов;
- подрядчиками по строительству (реконструкции, ремонту, реставрации и
благоустройству) объектов;
- пользователями объектов архитектурной и градостроительной деятельности.
4. Объектами архитектурной и градостроительной деятельности на территории СЭЗ
«Минск» являются:
- территория СЭЗ «Минск»;
- здания, сооружения, объекты инженерной инфраструктуры, их комплексы, а также
благоустройство и озеленение территории;
- нормативная документация, архитектурный, градостроительный и строительный
проекты, результаты законченных научных исследований.
5. Порядок предоставления (изъятия) земельных участков и другие вопросы связан-
ные с землепользованием и землеустройством, возникающие в связи с архитектурной
и градостроительной деятельностью на территории СЭЗ «Минск», регулируются
законодательством Республики Беларусь.
6. Управление архитектурной и градостроительной деятельностью на территории
СЭЗ "Минск" в пределах компетенции, установленной законодательством, осуществ-
ляется:
- Минским городским Советом депутатов (далее - Мингорсовет) и Минским город-
ским исполнительным комитетом (далее - Мингорисполком) - на территориях, вхо-
дящих в административно-территориальные границы (городскую черту) города Мин-
ска;
- Минским областным Советом депутатов (далее - Миноблсовет) и Минским област-
ным исполнительным комитетом (далее - Миноблисполком) - на территориях, вхо-
дящих в административно-территориальные границы Минской области
7. В настоящих Правилах применяются следующие основные понятия:
- архитектурная и градостроительная деятельность - совокупность действий
государства, юридических и физических лиц в процессе формирования полноценной
среды обитания.
К архитектурной и градостроительной деятельности относятся:
- строительство, реконструкция, ремонт, реставрация зданий, сооружений, их ком-
плексов, изменение их функционального назначения, внешнего облика и интерьеров,
снос существующих строений;
- преобразование территорий и элементов ландшафта;
- формирование социальной и инженерной инфраструктур: выполнение научных ис-
следований, разработка программ, нормативных документов, градостроительных.
архитектурных и строительных проектов;
СЭЗ "Минск" - часть территории Республики Беларусь с точно определенными гра-
ницами, установленными совместным решением Мингорисполкома и Миноб-
лисполкома, на которой вводится и действует специальный правовой режим налого-
обложения, валютного, таможенного и иного регулирования;
Администрация СЭЗ «Минск» - орган управления на территории СЭЗ "Минск", кото-
рый образуется Советом Министров Республики Беларусь для руководства деятель-
ностью как СЭЗ "Минск" в целом, так и отдельных субъектов хозяйствования, нахо-
дящихся на ее территории.
8 Настоящее Положение является обязательным для всех субъектов архитектурной и
градостроительной деятельности на территории СЭЗ "Минск".
9. Зашита прав и ответственность субъектов архитектурной и градостроительной
деятельности на территории СЭЗ «Минск» устанавливается законодательством Рес-
публики Беларусь.
Глава 2.
Градостроительное планирование и регулирование развития территории СЭЗ
«Минск»
10. Градостроительное планирование и регулирование развития территории СЭЗ
«Минск» осуществляется в едином комплексе с градостроительным регулированием
развития территории города Минска и Минской области через разработку и реали-
зацию градостроительных проектов.
11. Требования к архитектурной и градостроительной деятельности на террито-
рии СЭЗ «Минск» определяются утверждёнными в установленном порядке градостро-
ительными проектами - генеральным планом, детальными планами и отраслевыми
схемами территории СЭЗ «Минск».
К особым требованиям архитектурной и градостроительной деятельности на терри-
тории СЭЗ «Минск» как зоне особого государственного регулирования относятся:
- реализация целей, задач и правового режима развития территории в границах
СЭЗ «Минск», установленных Законом Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г.
«О свободных экономических зонах» и Положением о свободной экономической зоне
«Минск». утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь
от 15 мая 1998 г № 749;
- опережающее комплексное развитие инфраструктуры территории СЭЗ «Минск» за
счёт бюджета СЭЗ «Минск» и привлеченных средств застройщиков, (заказчиков.
инвесторов);
- упрощенный порядок для резидентов СЭЗ «Минск» осуществления архитектурной
и градостроительной деятельности на основе градостроительных регламентов,
установленных утвержденными в установленном порядке градостроительными про-
ектами.
12. Разработка и корректировка градостроительных проектов территории СЭЗ
«Минск» осуществляются на основании совместных решений Миноблисполкома,
Мингорисполкома и администрации СЭЗ «Минск».
13. Проведение государственной экспертизы и утверждение градостроительных про-
ектов осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 12 июля
20001 «О статусе столицы Республики Беларусь - города Минска» (Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000г., № 67. 2/185) и Положением о
порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительных
проектов. утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь
от 4 июня 1996 г. № 362 (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета
Министров Республики Беларусь, 1996 г.. №16, ст.403).
14. Градостроительные проекты на территорию СЭЗ «Минск» или ее часть, а также
отраслевые схемы разрабатываются специализированными территориальными про-
ектными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.
15. Порядок разработки и согласования градостроительных проектов, их состав
определяется в соответствии со строительными нормами Республики Беларусь 3 01
01-96 «Состав, порядок разработки и согласования градостроительных проектов»
и настоящими Правилами.
Глава 3.
Разработка и согласование проектной документации на строительство объектов
на территории СЭЗ «Минск»
16. Разработка проектной документации и проведение инженерных изыскании на
новое строительство, реконструкцию (модернизацию), реставрацию объектов, бла-
гоустройство и озеленение территорий, заказчиками на которую выступают рези-
денты и нерезиденты СЭЗ «Минск», независимо от форм собственности и ведомствен-
ной принадлежности, осуществляется в соответствии с утвержденными в уста-
новленном порядке градостроительными проектами по решениям Миноблисполкома и
Мингорисполкома по территориальной принадлежности на основании заявлений за-
казчиков.
17. Разработка проектной документации и проведение инженерных изысканий на
ремонг и техническое перевооружение объектов без изменения их функционального
назначения осуществляются по решениям собственников (владельцев, пользовате-
лей) данных объектов.
18. Порядок оформления и выдачи исходно-разрешительной документации на произ-
водство проектно-изыскательских работ определяется решениями Миноблисполкома
и Мингорисполкома.
19. Обязательный состав исходной документации, необходимый для принятия реше-
ния Миноблисполкома или Мингорисполкома на проведение проектно-
изыскательских работ по объектам нового строительства, реконструкции, модерни-
зации, капитального ремонта и технического перевооружения, включает:
- свидетельство о государственной регистрации заказчика (для юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей);
- документ на право пользования земельным участком (в случае, когда проектиро-
вание объекта осуществляется в границах ранее предоставленного земельного уча-
стка);
- документы (технический паспорт и регистрационное удостоверение) на право со-
бственности (владения, пользования) объектом (при выполнении работ на существу-
ющих объектах);
- кадастровая справка (по объектам нового строительства и реконструкции);
- задание на проектирование;
- согласование администрации СЭЗ «Минск» (в случаях, когда заказчиками выступа-
ют нерезиденты СЭЗ «Минск»);
- свидетельство о регистрации в качестве резидента СЭЗ «Минск»;
- заключение Департамента по охране историко-культурного наследия и реставрации
Министерства культуры Республики Беларусь (в случаях, когда объект проектирова-
ния принят под охрану государства в качестве недвижимой историко-культурной
ценности);
- материалы предварительного согласования заинтересованных органов:
-- управления архитектурной и градостроительной деятельностью;
-- природных ресурсов и охраны окружающей среды;
-- гигиены и эпидемиологии;
-- по чрезвычайным ситуациям;
-- землепользования и землеустройства (при необходимости предоставления земель-
ного участка)
20. Передача функции заказчика на проектно-изыскательские работы от одного ли-
ца другому осуществляются на основании решении Миноблисполкома. Мингориспол-
кома или собственника (владельца, пользователя) объекта в соответствии с их
компетенцией, определённой настоящими Правилами
21. Разработка проектной документации осуществляется юридическими и физиче-
скими лицами, имеющими соответствующие лицензии на данный вид деятельности,
на основании и в соответствии с решениями Миноблисполкома. Мингорисполкома
или собственника (владельца, пользователя) объекта о разрешении производства
проектно-изыскательских работ, архитектурно-планировочными заданиями, выда-
ваемыми органами по управлению архитектурной и градостроительной деятельно-
стью, и техническими условиями на проектирование инженерного оборудования,
транспортного обслуживания, специальных сооружений гражданской обороны и
других в соответствии с действующими нормативно-техническими требованиями
22. Проектная документация на строительство объектов подлежит обязательному
согласованию с органами архитектуры и градостроительства Миноблисполкома или
Мингорисполкома в соответствии с их компетенцией (кроме объектов текущего ре-
монта), а также государственной экспертизе проектов и смет. государственной
экологической экспертизе.
23. Состав, порядок разработки и согласования проектной документации опреде-
ляется строительными нормами Республики Беларусь 1.03.02-96 «Состав, порядок
разработки и согласования проектной документации в строительстве».
24. Порядок проведения государственной экспертизы и утверждения архитектурных
и строительных проектов определяется Положением о порядке проведения государ-
ственной экспертизы и утверждения архитектурных и строительных проектов, ут-
верждённым постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 4 июня
1996 г № 362.
25. Внесение изменений (корректировка) в ранее согласованную проектную доку-
ментацию, если это не влечет за собой изменение функционального назначения
объекта или его части, а также определенных решением Миноблисполкома или Мин-
горисполкома о разрешении проектно-изыскательских работ технико-экономических
показателей, осуществляется по согласованию с органами по управлению архитек-
турной и градостроительной деятельностью Миноблисполкома или Мингорис-
полкома в соответствии с их компетенцией.
Корректировка проектной документации, если это влечет за собой изменение функ-
ционального назначения объекта или его части и (или) технико-экономических пока-
зателей, определённых решением Миноблисполкома или Мингорисполкома о разре-
шении проектно-изыскательских работ, осуществляется на основании решения соот-
ветствующего исполнительного комитета
26. Соблюдение авторских прав при проектировании объектов строительства осуще-
ствляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 16 мая 1996 г «Об ав-
торском праве и смежных правах» в редакции Закона Республики Беларусь от 11 ав-
густа 1998г. (Ведамасцi Вярхоунага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1996 г.. №20. ст
366, Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1998 г., №31-32, ст.472).
Глава 4. Строительство и приемки объектов в эксплуатацию
27. Строительство, реконструкция, модернизация и реставрация объектов, незави-
симо от форм собственности и ведомственной принадлежности, заказчиками (застрой-
щиками) на которые выступают резиденты и нерезиденты СЭЗ «Минск», осуществляет-
ся на основании решений Миноблисполкома или Мингорисполкома по территори-
альной принадлежности в соответствии с согласованной и утвержденной в установ-
тенном порядке проектной документацией и по заявлениям заказчиков (застройщи-
ков).
28. Решения о выполнении работ по ремонту и техническом) перевооружению объек-
тов без изменения их функционального назначения принимаются собственниками
(владельцами, пользователями) данных объектов
29. Порядок оформления и выдачи исходно-разрешительной документации на строи-
тельство объектов определяется решениями Миноблисполкома или Мингор-
исполкома.
30. Обязательный состав исходной документации, необходимый для принятия реше-
ния Миноблисполкома или Мингорисполкома о разрешении на строительство вклю-
чает:
- комплект проектной документации (утверждаемая часть), согласованной и утвер-
жденной в установленном порядке;
- заключение (согласование) по проектной документации Департамента по охране
историко-культурного наследия и реставрации Министерства культуры Республики
Беларусь (в случаях, когда объект проектирования принят под охрану государства
в качестве недвижимой историко-культурной ценности);
- заключения государственной экспертизы и государственной экологической экспер-
тизы по проектной документации, (кроме объектов ремонта, на которые по законода-
тельству не требуется проведение государственных экспертиз);
- согласованный с заинтересованными проект отвода земельного участка (в случаях
предоставления земельного участка);
- другие материалы и документы, необходимые для принятия решения о разрешении
строительства, при необходимости по требованию Миноблисполкома или
Мингорисполкома.
31. Заказчики (застройщики), резиденты и нерезиденты СЭЗ «Минск», участвуют в
развитии социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры территории СЭЗ
«Минск».
Объемы привлечения средств заказчиков (застройщиков) на развитие социальной и
инженерно-транспортной инфраструктуры определяются решениями Миноблисполкома
и Мингорисполкома о разрешении строительства объектов.
32. Передача функций заказчика (застройщика) на строительство объектов от од-
ного лица другому осуществляется на основании решений Миноблисполкома. Мингор-
исполкома или собственника (владельца, пользователя) объекта в соответствии с
их компетенцией. определенной настоящими Правилами.
33. Заказчики (застройщики), резиденты и нерезиденты СЭЗ «Минск», независимо от
форм собственности и ведомственной принадлежности, имеют право приступить к
производству строительно-монтажных работ на объектах после получения в установ-
ленном порядке разрешения органа государственного строительного надзора (кроме
объектов, на которые по законодательству не требуется получение разреше-
ний органов государственного строительного надзора).
34. Порядок выдачи разрешении органов государственного строительного надзора на
производство строительно-монтажных работ установлен Положением о порядке вы-
дачи органами Государственного строительного надзора разрешений на производст-
во строительно-монтажных работ на объектах строительства, реконструкции, расши-
рения реставрации, капитального ремонта и регистрации объектов, утвержденным
приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 11
октября 1999 1.№
307 в редакции постановления Министерства архитектуры и строительства Респуб-
лики Беларусь от 21 декабря 2000 г. № 21. (Национальный реестр правовых актов
Республики Беларусь. 1999 г.. № 83, 8/1187; 2001г., № 14,8/4712).
35. Производство строительно-монтажных работ, которые по законодательству под-
лежат лицензированию, осуществляется юридическими и физическими лицами,
имеющими соответствующие лицензии на ведение таких работ.
36. В процессе производства строительно-монтажных работ осуществляются автор-
ский. технический, государственный строительный и иные в соответствии с законо-
дательством надзоры с целью обеспечения соблюдения требовании законодательст-
ва, норм и стандартов Республики Беларусь, а также выполнения работ в соответст-
вии с утверждённой проектной документацией.
37. Государственный строительный надзор осуществляется в соответствии с Поло-
жением о государственном строительном надзоре в Республике Беларусь. утвер-
жденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 ноября
1999г. № 1860 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999 г.,
№ 95. 5/2148).
38. Авторский надзор за строительством объектов осуществляется юридическими
и физическими лицами, имеющими соответствующие лицензии на ведение таких ра-
бот, в соответствии со строительными нормами Республики Беларусь 1.03.03-2000
«Авторский надзор за строительством зданий и сооружений».
39. Технический надзор за строительством объектов осуществляется представите-
лями заказчиков (застройщиков) лицами, имеющими соответствующие лицензии на
выполнение данного вида работ.
40. Все объекты строительства, их пусковые комплексы и очереди, независимо от
форм собственности, источников финансирования , назначения и способов строи-
тельства (кроме объектов, на которые не требуется получение разрешений органов
государственного строительного надзора), которые подготовлены к эксплуатации
(выпуску продукции. оказанию услуг) в объёмах, предусмотренных проектной доку-
ментацией, подлежат приёмке в эксплуатацию в соответствии со строительными
нормами Республики Беларусь 1.03.04-2000 «Приёмка законченных строительством
объектов. Основные положения»
41. Принятые в эксплуатацию объекты строительства подлежат включению в Государ-
ственную статистическую отчётность, регистрации в территориальных Госу-
дарственном градостроительном кадастре (далее - ГГК) и бюро регистрации и техни-
ческой инвентаризации.
Глава 5. Содержание принятых в эксплуатацию объектов строительства
42. Содержание принятых в эксплуатацию объектов строительства (далее - здания
и сооружения) осуществляются их собственниками (владельцами, пользователями) в
соответствии с требованиями регламентов утвержденной градостроительной доку-
ментации на территорию, в границах которой размещаются здания и сооружения, а
также требованиями, установленными настоящими Правилами.
43. Собственники (владельцы, пользователи) зданий и сооружений обязаны содер-
жать их в исправном техническом и надлежащем эстетическом состоянии и не впра-
ве изменять их функциональное назначение, конструктивную основу, объёмно-пла-
нировочные параметры и внешний вид без оформления в установленном настоящими
Правилами порядке разрешительных документов на строительство.
44. Надзор за содержанием зданий и сооружений на территории СЭЗ «Минск» осу-
ществляют Миноблисполком и Мингорисполком по территориальной принадлежности.
Глава 6. Регистрация градостроительных кадастровых объектов на территории
СЭЗ «Минск»
45. Систематическая регистрация градостроительных кадастровых объектов на тер-
ритории СЭЗ «Минск» производится в территориальных ГГК, ведение которых осу-
ществляется Миноблисполкомом и Мингорисполкомом.
46. Передача и регистрация в ГГК соответствующих административно-территориаль-
ных единиц, в границах которых находится СЭЗ «Минск», градострои-
тельной кадастровой информации являются обязательными для всех юридических и
физических лиц, осуществляющих архитектурную и градостроительную деятель-
ность на территории СЭЗ «Минск».
47. Порядок ведения ГГК административно-территориальных единиц определяется
строительными нормами и правилами Республики Беларусь 3.01.02-98 «Состав. со-
держание, порядок создания и ведения Государственного градостроительного када-
стра».
48. Порядок информационного взаимодействия администрации СЭЗ «Минск» и тер-
риториальных ГГК города Минска и Минской области определяется Положением о
порядке информационного взаимодействия государственных кадастров, регистров
и иных информационных систем, утвержденным постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 12 апреля 1999 г. № 494 (Национальный реестр правовых
актов Республики Беларусь, 1999 г., № 31, 5/594) и иными нормативными право-
выми актами Республики Беларусь. |