Во исполнение постановления Совета Министров Республики Бе-
ларусь от 21 октября 2002 года №1452 «О ходе выполнения по-
становления Совета Министров Республики Беларусь от 10 ав-
густа 2000 г. № 1225» (Национальный реестр правовых актов
Республики Беларусь, 2002 г., № 120, 5/11330) Минский го-
родской исполнительный комитет РЕШИЛ:
1. Внедрить с 1 января 2003 года в организациях здравоохра-
нения, подведомственных комитету по здравоохранению Минского
городского исполнительного комитета, механизм хозяйствования,
разработанный в ходе проведения эксперимента в организациях
здравоохранения Витебской и Гродненской областей.
2. Начальнику финансового управления Минского городского ис-
полнительного комитета (Керножицкий А.В.), главам администра-
ций районов г. Минска обеспечить своевременность, периодич-
ность и полноту объемов финансирования, предусмотренных в го-
родской, районных территориальных программах медицинского об-
служивания населения.
3. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке внедрения ме-
ханизма хозяйствования в организациях здравоохранения, под-
ведомственных комитету по здравоохранению Минского городско-
го исполнительного комитета, разработанного в ходе проведе-
ния эксперимента в организациях здравоохранения Витебской и
Гродненской областей.
4. Председателю комитета по здравоохранению Минского город-
ского исполнительного комитета Пиневичу Д.Л.:
4.1. обеспечить внедрение механизма хозяйствования в подве-
домственных организациях здравоохранения в соответствии с Ин-
струкцией, утвержденной настоящим решением, с 1 января 2003
года;
4.2. до 1 января 2003 года подготовить организационно-мето-
дическую документацию по механизму хозяйствования;
4.3. разработать программу медицинского обслуживания насе-
ления города Минска на 2003 год и представить в установлен-
ном порядке на утверждение Минскому городскому Совету депу-
татов;
4.4. разработать и внедрить систему обучения руководителей,
специалистов организаций здравоохранения, подведомственных
комитету по здравоохранению Минского городского исполнитель-
ного комитета, по вопросам применения механизма хозяйствова-
ния и его совершенствования.
5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на
заместителя председателя Минского городского исполнительного
комитета Байдака В.И
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке внедрения механизма хозяйствования
в организациях здравоохранения, подведомственных
комитету по здравоохранению Минского городского
исполнительного комитета, разработанного в ходе
проведения эксперимента в организациях здравоохранения
Витебской и Гродненской областей
Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Инструкция о порядке внедрения механизма хозяйствования
в организациях здравоохранения, подведомственных комитету по
здравоохранению Минского городского исполнительного комитета,
разработанного в ходе проведения эксперимента в организациях
здравоохранения Витебской и Гродненской областей (далее - Ин-
струкция) разработана в соответствии с Положением о проведе-
нии эксперимента по совершенствованию механизма хозяйство-
вания организаций здравоохранения (на базе организаций здра-
воохранения Витебской области), утвержденным постановлением
Совета Министров Республики Беларусь от 10 августа 2000 года
№ 1225 "О совершенствовании механизма финансирования здраво-
охранения" (Национальный реестр правовых актов Республики Бе-
ларусь 2002г., № 80, 5/3802), Планом мероприятий, обеспечива-
ющих значительный подъем уровня развития здравоохранения Рес-
публики Беларусь и комплексное решение существующих в этой
отрасли проблем, утвержденным постановлением Совета Минис-
тров Республики Беларусь от 10 мая 2000 года № 652 (Нацио-
нальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000,
№ 65, 5/3550), Положением о порядке исчисления норматива
бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в рас-
чете на одного жителя, утвержденным постановлением Министер-
ства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства фи-
нансов Республики Беларусь от 29 сентября 2000 года №40/101.
2. Настоящая Инструкция регламентирует порядок оказания ме-
дицинской помощи населению города Минска и жителям других
регионов Республики Беларусь в организациях здравоохранения,
подведомственных комитету по здравоохранению Минского город-
ского исполнительного комитета (далее - организации здраво-
охранения), в условиях механизма хозяйствования, разработан-
ного в ходе проведения эксперимента в организациях здраво-
охранения Витебской и Гродненской областей.
3. Вводимый механизм хозяйствования предусматривает исчис-
ление нормативов бюджетной обеспеченности расходов на здра-
воохранение системы комитета по здравоохранению Минского
городского исполнительного комитета (далее - Комитет), ис-
ходя из расчета на одного жителя на различных уровнях ока-
зания медицинской помощи (амбулаторно - поликлинические,
больничные организации и станция скорой медицинской помощи),
с целью совершенствования системы финансирования организаций
здравоохранения с учетом особенностей здоровья населения и
уровня развития здравоохранения города.
4. Основными целями перехода к финансированию расходов на
здравоохранение, исходя из норматива бюджетной обеспеченно-
сти в расчете на одного жителя являются:
- повышение эффективности использования бюджетных средств,
выделяемых на здравоохранение путем создания экономических
условий и механизмов для приоритетного развития первичной
медико - санитарной помощи, как наиболее экономичной формы
медицинской помощи населению по сравнению со стационарной;
- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях здра-
воохранения, дающих наибольший экономический, социальный и
медицинский эффект;
- осуществление территориального перераспределения ресур-
сов в целях выравнивания объемов, условий оказания и до-
ступности медицинской помощи населению;
- повышение самостоятельности органов управления здраво-
охранением в распоряжении ресурсами отрасли в пределах ас-
сигнований, выделенных из бюджета г. Минска на здравоохра-
нение;
- уменьшение и ликвидация имеющихся диспропорций в обес-
печении населения амбулаторно-поликлиническими и больничны-
ми учреждениями, а также в доступности и качестве медицин-
ской помощи по районам города.
Глава 2
ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
НАСЕЛЕНИЮ ГОРОДА МИНСКА И ЖИТЕЛЯМ ДРУГИХ РЕГИОНОВ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
5. Оказание медицинской помощи жителям города Минска в
амбулаторно-поликлинических учреждениях, относящихся к
коммунальной собственности г.Минска, за счет бюджетного
финансирования осуществляется в соответствии с государ-
ственными минимальными социальными стандартами, утвержда-
емыми Советом Министров Республики Беларусь.
6. Оказание неотложной и скорой медицинской помощи жите-
лям города Минска, других регионов республики и иностран-
ным гражданам осуществляется за счет бюджетных средств.
7. Оказание специализированной медицинской помощи в боль-
ничных организациях за счет бюджетных средств осуществля-
ется по направлению амбулаторно-поликлинических учрежде-
ний и станции скорой медицинской помощи.
8. Оказание платных медицинских услуг жителям г.Минска,
других регионов республики и иностранным гражданам в ор-
ганизациях здравоохранения осуществляется в соответствии
с законодательством.
9. Направление на обследование и лечение жителей города
Минска за счет бюджетных средств в организации здравоохра-
нения, подведомственные Министерству здравоохранения Рес-
публики Беларусь, осуществляется Комитетом на договорной
основе.
10. Порядок оказания первичной амбулаторно-поликлиничес-
кой, неотложной и скорой медицинской помощи, специализиро-
ванной медицинской помощи в условиях стационара жителям
города Минска, других регионов республики, иностранным
гражданам, а также направления жителей города Минска на
обследование и лечение в организации здравоохранения, под-
ведомственные Министерству здравоохранения Республики Бе-
ларусь, определяется Комитетом в соответствии с действую-
щими нормативными правовыми актами.
Глава 3
ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НОРМАТИВА БЮДЖЕТНОЙ
ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СИСТЕМЫ
КОМИТЕТА ПО ЗДРАВ О ОХРАНЕНИЮ МИНСКОГО ГОРОДСКОГО
ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА В РАСЧЕТЕ НА ОДНОГО ЖИТЕЛЯ
11. Основным источником финансирования организаций здра-
воохранения являются средства бюджета г.Минска, выделяе-
мые исходя из норматива бюджетной обеспеченности на здра-
воохранение в расчете на одного жителя г.Минска, устана-
вливаемого ежегодно при формировании бюджета Республики
Беларусь на очередной год.
12. Дополнительными источниками финансирования органи-
заций здравоохранения могут являться:
- поступления от оказания в соответствии с действующим
законодательством Республики Беларусь сверхнормативных
медицинских услуг по договорам с организациями города;
- средства от оказания платных медицинских услуг насе-
лению;
- средства, выделяемые администрациями районов г.Мин-
ска, Минским городским исполнительным комитетом в соот-
ветствии с действующим законодательством Республики Бе-
ларусь на реализацию мероприятий целевых программ, не
обеспеченных бюджетным финансированием;
- прочие поступления от юридических и физических лиц,
не противоречащие действующему законодательству Респуб-
лики Беларусь.
Все вышеперечисленные дополнительные финансовые сред-
ства не учитываются при определении размеров бюджетных
ассигнований, рассчитанных по нормативу бюджетной обес-
печенности.
13. Величина норматива бюджетной обеспеченности опре-
деляется с учетом обоснованных норм и нормативов по-
требности населения г. Минска в медицинской помощи и
должна обеспечивать возмещение материальных и прирав-
ненных к ним затрат организаций здравоохранения на ока-
зание медицинской помощи и создание необходимой мате-
риально-технической базы в следующем порядке:
13.1. Комитетом совместно с Финансовым управлением
Минского городского исполнительного комитета определя-
ются нормативы бюджетной обеспеченности расходов на
здравоохранение города на основании доведенного в уста-
новленном порядке объема расходов на здравоохранение г.
Минска (за исключением объемов расходов на капитальное
строительство) в расчете на одного жителя:
- средний по городу;
- среднегородской районов;
13.2. средний норматив по г.Минску определяется путем
деления суммы расходов на здравоохранение системы Коми-
тета в целом по городу на среднегодовую численность на-
селения города планируемого года (по данным Министерства
статистики и анализа Республики Беларусь);
13.3. среднегородской норматив районов определяется
исходя из среднего норматива по городу, скорректирован-
ного на:
- сумму расходов на проведение мероприятий в области
здравоохранения в централизованном порядке;
- сумму расходов на укрепление материально-технической
базы учреждений здравоохранения районов г.Минска;
- сумму расходов на функционирование общегородских уч-
реждений здравоохранения;
- сумму расходов на содержание централизованных учреж-
дений (структурных подразделений) здравоохранения, име-
ющие определенную социальную значимость для населения
города (городские центры, кабинеты), финансируемые из
городского бюджета. Перечень централизованных учреж-
дений (подразделений) ежегодно утверждается председа-
телем Комитета;
- индивидуальные коэффициенты оказания медицинской
помощи в «условно-чистых» и «условно-грязных» районах
города через показатели заболеваемости и смертности.
Исходя из скорректированного среднегородского норма-
тива районов и численности населения районов, опреде-
ляется бюджетные ассигнования на здравоохранение для
каждого района, которые уточняются путем уменьшения
среднегородского норматива районов на сумму затрат на
лечение больных в стационарах через среднюю стоимость
1 койко-дня и количества койко-дней проведенных в ста-
ционарах города жителями района;
13.4. объем расходов на финансирование стационарных
учреждений, относящихся к коммунальной собственности
г. Минска, определяется исходя из удельного веса рас-
ходов на содержание стационаров в бюджете г. Минска на
здравоохранение, среднегодовой стоимости одного койко-
дня и количества койко-дней, проведенных жителями горо-
да в стационарах.
Объемы расходов на оплату в централизованном порядке
дорогостоящего медицинского оборудования и санитарного
транспорта, исчисляются на основании планов мероприятий,
разработанных и утвержденных Комитетом в установленном
порядке;
13.5. утвержденные нормативы бюджетной обеспеченности
расходов на здравоохранение в расчете на жителя для каж-
дого района являются минимальными для определения расхо-
дов на здравоохранение районов;
13.6. указанный порядок исчисления нормативов бюджетной
обеспеченности расходов на одного жителя применяется при
определении расходов на каждую поликлинику внутри района.
Глава 4
ПЛАНИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ.
14. Под выделенные по нормативу бюджетной обеспеченности
бюджетные средства Комитетом и районными отделами здраво-
охранения ежегодно разрабатываются программы медицинского
обслуживания населения (городская, районные).
15. Программы медицинского обслуживания населения опреде-
ляют виды, условия и объемы медицинской помощи для населе-
ния данной территории и предусматривают их финансовое
обеспечение.
16. Минским городским исполнительным комитетом, админи-
страциями районов г.Минска могут выделяться дополнительные
финансовые средства (сверх средств утвержденных по нормати-
ву бюджетной обеспеченности расходов на одного жителя) на
расширение объемов и видов медицинской помощи.
17. Расчет финансовых затрат на реализацию соответствую-
щих программ медицинского обслуживания населения произво-
дится исходя из объема и расчетной стоимости затрат на
каждый вид медицинской помощи.
18. Порядок использования финансовых средств определяет-
ся сметой расходов под определенные программами медицин-
ского обслуживания населения виды и объемы медицинской
помощи.
Смета расходов составляется в соответствии с бюджетной
классификацией расходов и утвержденной программой меди-
цинского обслуживания населения после утверждения бюдже-
та г. Минска на очередной финансовый год Минским город-
ским Советом депутатов.
19. В случаях внесения изменений в бюджет г.Минска по
разделу «Здравоохранение» смета расходов программы меди-
цинского обслуживания населения подлежит уточнению.
20. Председателю Комитета, руководителям районных отде-
лов здравоохранения г.Минска, руководителям организаций
здравоохранения предоставляется право самостоятельного
планирования и использования бюджетных ассигнований и
внебюджетных средств в соответствии с утвержденными про-
граммами медицинского обслуживания населения.
21. Экономия финансовых средств от проведенных меропри-
ятий, обеспечивающих экономию ресурсов, утверждаемых ру-
ководителем организации здравоохранения по согласованию
с вышестоящим органом здравоохранения, определяется с
учетом системы показателей конечных результатов деятель-
ности.
Расчет полученной экономии финансовых средств и их на-
правление производится по каждой организации и предо-
ставляется на согласование в вышестоящий орган здраво-
охранения.
22. Бухгалтерский учет в организациях здравоохранения
ведется в соответствии с действующим законодательством.
23. Ответственность за использование не по целевому
назначению бюджетных средств устанавливается в соответ-
ствии с Законом Республики Беларусь от 4 июня 1993 года
«О бюджетной системе Республики Беларусь и государствен-
ных внебюджетных фондах» (в редакции Закона Республики
Беларусь от 15 июля 1998 года (Ведамасць Вярхоунага Са-
вета Рэспублiкi Беларусь, 1993г., № 20, арт. 240; Веда-
масцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1998 г.,
№ 34, ст. 476). |