УТВЕРЖДЕНО
Решением Минского городского
Совета депутатов
от 16.11.2016 № 248
КОНЦЕПЦИЯ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
В ГОРОДЕ МИНСКЕ "ДОБРАЯ ДОРОГА" НА 2016-2020 ГОДЫ

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящая Концепция разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 января 2008 г. №313-3 "О дорожном движении" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., №14, 2/1410) и определяет цели, задачи, основные направления обеспечения безопасности дорожного движения в городе Минске, комплексы мер по сокращению уровня аварийности на дорогах, снижению тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, основную долгосрочную политику и приоритеты обеспечения безопасности дорожного движения в городе Минске.

  2. Настоящая Концепция ориентирована на вовлечение всех доступных городских организационных и финансовых ресурсов для существенного повышения защищенности людей от гибели, повреждения здоровья и потерь в сфере дорожного движения.

    ГЛАВА 2

    АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

  3. На протяжении 1990-2006 годов в г.Минске ежегодно погибало около 110 человек, и этот уровень практически не менялся.

    Состояние безопасности дорожного движения в городе Минске в последние годы характеризуется устойчивым прогрессом. Действия комплекса мероприятий по сокращению количества погибших в дорожно-транспортных происшествиях (далее – ДТП) в 2007-2015 годах привели к значимому снижению числа погибших до 41 в 2015 году, что подтверждает эффективность принятого подхода к обеспечению безопасности дорожного движения с ясно сформулированными целями.

    Индикаторы состояния безопасности дорожного движения указывают соответствие среднеевропейскому уровню безопасности движения и примерно двукратное отставание от наиболее успешных в части безопасности дорожного движения городов со сходными условиями.

  4. Основными угрозами безопасности дорожного движения являются:

    уязвимость незащищенных участников движения (пешеходы, велосипедисты);

    движение в темное время суток;

    дизайн улично-дорожной среды;

    городская магистральная сеть;

    ошибки и недооценка риска участниками движения;

    недоучет потребностей отдельных групп участников движения (дети, пожилые люди, люди с ограниченными возможностями и др.);

    неблагоприятные дорожные условия и состояние проезжей части.

    Основные угрозы безопасности движения, определенные на основе анализа аварийности в 2011-2015 гг. приведены в приложении 1 к настоящей Концепции.

  5. Основными угрозами эффективности дорожного движения и качеству транспортного комплекса являются:

    недостаточная эффективность организационного механизма интеграции и обеспечения эффективности транспортного комплекса;

    концентрация транспорта в центральной части города;

    перегрузка транспортной сети в часы пик;

    недостаточная адаптация к инцидентам и чрезвычайным ситуациям;

    рост автомобилизации, недостаточный приоритет и уровень качества городского общественного транспорта;

    недостаточный уровень организации движения на магистралях и ключевых транспортных узлах;

    проблемы доступности и парковки.

    Основные угрозы эффективности и качеству транспортного комплекса, а также соответствующие тактические цели настоящей Концепции подлежат количественной оценке и ранжированию в составе действий настоящей Концепции.

    ГЛАВА 3

    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАСТОЯЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ

  6. Стратегическими целями настоящей Концепции являются:

    достижение в перспективе идеального состояния дорожного движения, при котором в городе Минске отсутствуют погибшие и раненые в дорожном движении;

    снижение числа погибших в дорожном движении до не более 25 погибших в 2021 году;

    предотвращение гибели в дорожном движении детей;

    целенаправленное достижение показателей безопасности дорожного движения (риски гибели в ДТП), характерных лучшим мировым образцам - городам Вена, Берлин, Стокгольм.

  7. Тактическими целями настоящей Концепции являются:

    снижение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими не более 500 в год к 2020 году;

    снижение количества пострадавших в ДТП детей не более 25 в год к 2020 году;

    целенаправленное достижение показателей транспортного комплекса (выявление легких ранений в ДТП, скорость сообщения, структура перемещений), характерных лучшим мировым образцам - городам Вена, Берлин, Стокгольм.

    Тактические цели могут быть обоснованно пересмотрены при существенном  изменении уровня безопасности дорожного движения и при изменении законодательства.

    При реализации настоящей Концепции могут устанавливаться другие тактические цели по основным направлениям действий по обеспечению безопасности дорожного движения.

    Выполнение целей настоящей Концепции определяется на основании статистического анализа данных по учету дорожно-транспортных происшествий.

  8. Задачами настоящей Концепции являются:

    совершенствование системного эффективного городского управленческого механизма и транспортной политики обеспечения безопасности дорожного движения (общие меры);

    организация комплекса мероприятий, приоритетно направленных на основные угрозы безопасности дорожного движения и повышения эффективности и качества городского транспортного комплекса (прямые меры);

    вовлечение в процесс обеспечения эффективности и безопасности дорожного движения структурных подразделений Минского городского исполнительного комитета (далее – Мингорисполкома), организаций, имущество которых находится в коммунальной собственности города Минска, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения (далее – операторы безопасности дорожного движения), граждан, общественных организаций;

    привлечение доступных финансовых, административных и человеческих ресурсов (структурные программы);

    создание единого городского оператора безопасности дорожного движения.

  9. Принципы действий по обеспечению безопасность дорожного движения:

    долгосрочность и последовательность стратегии;

    установление четких количественно определенных и управляемых целей;

    постоянно действующая организационная координирующая система;

    интеграция бюджетных и иных ресурсов;

    тесное сотрудничество между органами государственного управления, местного управления и самоуправления;

    вовлечение и использование разнообразной поддержки среди граждан и юридических лиц на всех уровнях;

    формирование проблемно-ориентированных мер;

    всесторонняя последовательная системность контроля и оценки.

    Все планируемые и реализованные мероприятия, направленные на совершенствование безопасности и эффективности  дорожного движения в городе Минске, подлежат экспертизе (аудиту) безопасности дорожного движения и ранжируются по следующим критериям:

    влияние на безопасность дорожного движения в целях снижения количества погибших, потенциал снижения числа погибших;

    воздействие на основные угрозы безопасности дорожного движения;

    экономическая эффективность мероприятий с учетом финансовых и материальных затрат и экономических, экологических, аварийных, социальных потерь;

    влияние на безопасность дорожного движения с целью снижения количества раненых, потенциал снижения числа раненых;

    формирование позитивного общественного мнения.

  10. Для оценки, экспертизы и ранжирования мероприятий в составе мер настоящей Концепции создается методика и программное обеспечение.

    ГЛАВА 4

    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

  11. Для решения задач настоящей Концепции выделяются три основных направления действий - общие меры по обеспечению безопасности дорожного движения согласно приложению 2, прямые меры по обеспечению безопасности дорожного движения согласно приложению 3 и структурные программы по обеспечению безопасности дорожного движения согласно приложению 4.

    Реализация общих мер, прямых мер и структурных программ по обеспечению безопасности дорожного движения должна быть взаимоувязана и обеспечивать устойчивое сбалансированное развитие системы безопасности и эффективности  дорожного движения и планомерное достижение целей и индикаторов.

  12. Общие меры по обеспечению безопасности дорожного движения направлены на модернизацию системы обеспечения и координации деятельности в сфере безопасности и эффективности дорожного движения. Общие меры по обеспечению безопасности дорожного движения должны быть ориентированы на преемственное совершенствование организационной структуры сферы безопасности дорожного движения, определение источников финансирования сферы безопасности дорожного движения, нормативную и научно-методическую поддержку Концепции. Общие меры по обеспечению безопасности дорожного движения в основном направляются на создание постоянно действующей эффективной городской системы менеджмента безопасности дорожного движения.

    Общие меры по обеспечению безопасности дорожного движения осуществляются комиссией по обеспечению безопасности дорожного движения при Мингорисполкоме, созданной решением Минского городского исполнительного комитета от 28.09.2012 г. №285 (далее – Комиссия).

    Общие меры по обеспечению безопасности дорожного движения осуществляются на следующих принципах.

    Обеспечение статуса проблемы безопасности дорожного движения достигается за счет понимания того, что безопасность дорожного движения является общей ценностью. Доказательством ценности является активное общественное партнерство, общественное согласие, принятые приоритеты безопасности дорожного движения для руководства Мингорисполкома и участников дорожного движения. Безопасность дорожного движения является синонимом общественного здоровья.

    Ориентация (фокусирование) проблемы безопасности дорожного движения заключается в том, что жизнь и здоровье граждан стоит в центре внимания. Транспортная система должна "прощать" ошибки участников движения и компенсировать их последствия. Реальные возможности человека должны диктовать требования к проектированию транспортной инфраструктуры, ее управлению и организации движения.

    Необходимость обеспечения заданного уровня безопасности дорожного движения лежит на операторах безопасности дорожного движения, реально влияющих на факторы безопасности и определяющих порядок организации и безопасности дорожного движения . Если порядок организации и безопасности дорожного движения ведет к гибели и ранению участников дорожного движения из-за недостатка знаний, принятия (согласия) или способностей, то операторы безопасности дорожного движения должны принимать меры по недопущению гибели и ранения граждан. Участники дорожного движения ответственны за выполнение установленного операторами безопасности дорожного движения порядка организации и безопасности дорожного движения. Порядок организации и безопасности дорожного движения должен быть убедителен, чтобы быть понятым и принятым. Собственная мотивация и самостоятельность участников дорожного движения в выполнении порядка организации и безопасности дорожного движения предпочтительнее дополнительных ограничений. Чтобы поддержать эту мотивацию, необходим эффективный, открытый воспринимаемый и вместе с тем постоянно присутствующий контроль.

    Управление (менеджмент) безопасности дорожного движения заключается в необходимости создания эффективно функционирующей системы с обязательными инструментами ответственности, координации и кооперации с ясно определенными выделенными задачами.

    Экономика безопасности дорожного движения заключается в том, что безопасное поведение имеет высокую личную, социальную и организационную пользу, которая выгодна как для отдельного человека, так и для общества равным образом и должна быть оценена.

    Экономическая цель безопасности дорожного движения заключается в интенсивном инвестиционном финансировании совершенствования безопасности дорожного движения по принципу возмещения нанесенного ущерба.

    Синергия безопасности дорожного движения объединяет мероприятия, которые служат безопасности движения и в большинстве случаев также дают высокую пользу для экологии и эффективности дорожного движения. Эффекты синергии должны использоваться целенаправленно.

  13. Прямые меры по обеспечению безопасности дорожного движения направлены непосредственно на снижение количества погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях и обеспечения заданного уровня эффективности дорожного движения. Прямые меры по обеспечению безопасности дорожного движения должны быть ориентированы на стратегические цели и основные угрозы безопасности дорожного движения и сформулированы в виде проектов и мероприятий. Реализация прямых мер по обеспечению безопасности дорожного движения обеспечивается в составе деятельности операторов безопасности дорожного движения.

    Прямые меры по обеспечению безопасности дорожного движения осуществляются операторами безопасности дорожного движения, непосредственно влияющими на факторы безопасности дорожного движения в рамках своей деятельности в отношении объектов улично-дорожной сети, районов либо участников дорожного  движения.

    Прямые меры по обеспечению безопасности дорожного движения осуществляются на следующих принципах:

    увязка с целями настоящей Концепции и целевыми показателями структурных программ;

    планирование исходя из требуемого результата;

    проектный принцип осуществления комплекса мер. Прямые меры должны быть ориентированы на достижение наилучшего результата наименьшими средствами с оценкой эффективности;

    обратная связь, мотивирующая специалистов в области безопасности дорожного движения. Качество реализуемых прямых мер должно быть увязано с мотивацией специалистов в области безопасности дорожного движения;

    прямые меры должны быть сбалансировано направлены на два главных аспекта - транспортную инфраструктуру и участников дорожного движения. Наибольший эффект дает комплексное воздействие (контроль-инженерия-обучение-информация).

    Прямые меры по обеспечению безопасности дорожного движения, реализуемые впервые, внедряются в качестве пилотных проектов. Пилотные проекты организуются единым городским оператором безопасности дорожного движения либо оператором безопасности дорожного движения с участием заинтересованных лиц. Результатом пилотного проекта является экспертное заключение о достигнутой эффективности в соответствии с целями Концепции. Положительные результаты пилотных проектов заносятся в реестр образцов хорошей практики и являются основанием для дальнейшего планирования, разработки технических условий и использования в качестве прямых мер.

    Структурные программы по обеспечению безопасности дорожного движения направлены на координацию действий, эффективное перераспределение усилий и мотивацию операторов безопасности дорожного движения, повышение эффективности использования имеющихся ресурсов.

    Разработка, инженерное обеспечение и реализация структурных программ осуществляются операторами безопасности дорожного движения при координации со стороны единого городского оператора безопасности дорожного движения. Операторы безопасности дорожного движения ежегодно формируют объекты инвестиционной программы города Минска и организуют текущую работу исходя из целей настоящей Концепции и годового плана мероприятий по безопасности дорожного движения.

  14. Структурные программы по обеспечению безопасности дорожного движения разрабатываются и осуществляются с учетом положений настоящей Концепции. Структурная программа по обеспечению безопасности дорожного движения содержит перечень мероприятий по безопасности дорожного движения, сроки их выполнения, планируемые результаты и их обоснование, правовое, организационное материальное, финансовое обеспечение мероприятий и порядок контроля реализации мероприятий.

    ГЛАВА 5

    ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НАСТОЯЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ

  15. Настоящая Концепция определяет организационный механизм реализации системных действий по обеспечению безопасности дорожного движения и является основанием для разработки и реализации годовых планов мероприятий и текущих решений по обеспечению безопасности дорожного движения Комиссии.

  16. Координация действий по выполнению настоящей Концепции включает следующие функции:

    техническое и аналитическое обеспечение работы Комиссии;

    анализ аварийности и определение текущих индикаторов и критериев выполнения настоящей Концепции;

    интеграция положительного опыта, достигнутого в городе Минске, других городах, координация городской транспортной политики, обмен опытом и создание образцов хорошей практики;

    подготовка годового плана мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения;

    экспертиза и согласование структурных и локальных программ на предмет соответствия настоящей Концепции, организация (при необходимости) разработки структурных и локальных программ;

    экспертная оценка эффективности мероприятий в сфере организации и безопасности дорожного движения, консолидация выгод и потерь от реализации настоящей Концепции;

    подготовка, организация и контроль реализации настоящей Концепции, представление отчетов;

    взаимодействие с операторами безопасности дорожного движения, методологическая, аналитическая и организационная поддержка операторов безопасности дорожного движения;

    осуществление пилотных проектов по обеспечению безопасности дорожного движения с привлечением высококвалифицированных экспертов;

    инженерное обеспечение операторов безопасности дорожного движения при реализации настоящей Концепции;

    организация повышения квалификации сотрудников операторов безопасности дорожного движения.

    Координация действий по выполнению настоящей Концепции осуществляется Комиссией, а после создания единого городского оператора безопасности дорожного движения - единым городским оператором безопасности дорожного движения.

  17. Меры настоящей Концепции реализуются согласно годовому плану мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждаемому решением Комиссии. Годовой план мероприятий содержит ежегодные стратегические и тактические цели, перечень мероприятий с указанием срока реализации, ответственных исполнителей и условий исполнения.  Годовой план мероприятий формируется и корректируется по результатам ежегодного анализа аварийности и экспертизы безопасности дорожного движения.

  18. Для научно-аналитического обеспечения координации действий по выполнению настоящей Концепции при Комиссии функционирует Экспертная рабочая группа  и тематические временные рабочие группы.

  19. Выполнение настоящей Концепции обеспечивают операторы безопасности дорожного движения.

    Операторы безопасности дорожного движения разрабатывают и реализуют в установленном порядке структурные программы, общие и прямые меры по обеспечению безопасности дорожного движения.

    Рекомендуемая организационная схема реализации мер приведена в приложении 5 к настоящей Концепции

  20. Финансирование настоящей Концепции осуществляется за счет средств бюджета г.Минска, предусмотренных операторам безопасности дорожного движения на цели, оказывающие влияние на безопасность и эффективность дорожного движения.

    Рекомендуемая организационная схема финансово-экономического обеспечения мер приведена в приложении 6 к настоящей Концепции

  21. Результаты реализации настоящей Концепции и текущая информация отражается на интернет-ресурсах.
Приложение 1
к Концепции обеспечения безопасности дорожного движения
в городе Минске "Добрая дорога" на 2016-2020 годы.

Основные факторы угроз безопасности дорожного движения

Факторы Доля от числа
погибших
(приведенная)
Снижение
в 2011-2015гг.
(%% в год)
уязвимость незащищенных участников движения (пешеходы, велосипедисты) 70% 7%
темное время суток 70% 7%
дизайн улично-дорожной среды до 70% 10%
городская магистральная сеть (радиальные магистрали и МКАД) 65% 4-5%
ошибки и недооценка риска участниками движения 60% 7%
потребности отдельных групп участников движения
(дети, пожилые люди, люди с ограниченными возможностями и др.)
55% 4%
неблагоприятные дорожные условия и состояние проезжей части 50% 8%
молодые участники движения 45% 13%
доступ пешехода в места, непредназначенные для движения 35%; 4%
иногородние водители 35% 8%
асоциальное поведение участников движения
(участие в движении под воздействием алкоголя, управление без прав и др.)
30% пешеходы – 0
водители – 17%
скорость движения транспортных средств до 25% 15%
движение грузовых автомобилей 20% 8%
мотоциклисты 15% 2%

Приложение 2
к Концепции обеспечения безопасности дорожного движения
в городе Минске "Добрая дорога" на 2016-2020 годы.

Общие меры по обеспечению безопасности дорожного движения

Название меры Содержание Состав мероприятий
1. Обеспечение статуса проблемы безопасности дорожного движения Безопасность дорожного движения является общей ценностью. Доказательством ценности является активное общественное партнерство, общественное согласие, принятые приоритеты безопасности дорожного движения для органов государственного управления и участников дорожного движения. Безопасность дорожного движения является синонимом общественного здоровья   

Регулярная эффективная презентация проблем безопасности дорожного движения в городе Минске лицам, принимающим решения в сфере безопасности дорожного движения.

Внесение изменений в градостроительные проекты.

Взаимодействие  с приоритетными проектами городского и республиканского масштаба (участие и проведение престижных международных событий, городские инициативы по безопасности дорожного движения в международном контексте (День памяти жертв ДТП, День без автомобиля и др.)

Ежемесячный доклад председателю Мингорисполкома о состоянии безопасности дорожного движения и городского транспортного комплекса

Проведение кампаний по формированию устойчивого общественного мнения относительно приоритетов и решения важных проблем безопасности дорожного движения в средствах массовой информации.
2. Ориентация (фокусирование) проблемы безопасности дорожного движения Человек стоит в центре внимания. Транспортная система должна «прощать» ошибки участников движения и компенсировать их последствия. Реальные возможности человека должны диктовать требования к проектированию транспортной инфраструктуры, ее управлению и организации движения. Внесение предложений по совершенство-ванию нормативных актов по обеспечению безопасности дорожного движения

Проведение факторного анализа аварийности и разработка проблемно-ориентированных целевых пакетов прямых мер

Мониторинг городских индикаторов состояния дорожного движения и городского транспортного комплекса

Сопровождение  системы мониторинга и оперативного реагирования на запросы и потребности граждан, оценки деятельности операторов безопасности дорожного движения
3. Мотивация и ответственность Ответственность за уровень безопасности дорожного движения лежит на организациях, реально влияющих на факторы безопасности и определяющих правила (операторах безопасности дорожного движения). Если участники дорожного движения не в состоянии исполнять эти правила из-за недостатка знания, принятия (согласия) или способностей, операторы безопасности дорожного движения принимают меры, по противодействию гибели или ранению людей Отладка механизмов позитивной и негативной мотивации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Обязательное системное выявление по каждому факту гибели (ранения) людей в ДТП реальных правовых, технических, организационных факторов предотвращения ДТП.

Разработка предложений по определению ответственности за реализацию целей Концепции для городских операторов безопасности дорожного движения с возможностью корректировки их полномочий.

Контроль эффективности структурных программ, общих и прямых мер, реализуемых операторами безопасности дорожного движения.

Реализация системы планирования текущей деятельности, ближней и дальней перспективы деятельности городских операторов безопасности дорожного движения по всем аспектам городского транспортного комплекса с обязательной оценкой и анализом результатов по каждому  мероприятию и этапу деятельности.

Разработка эффективных методов и технологий контроля дорожного движения в городских условиях в т.ч. автоматических систем контроля.

Разработка методов и технологий, направленных на предотвращение рецидивов асоциального поведения.

Организация целевых комплексных проектов контроля движения
4. Управление (менеджмент) безопасностью дорожного движения Для организационного обеспечения безопасности дорожного движения должна быть создана эффективно функционирующая система с обязательными инструментами ответственности, координации и кооперации с ясно определенными выделенными задачами. При этом также необходимо региональное сотрудничество, сотрудничество с республиканскими органами государственного управления. Корректировка городской организационной структуры обеспечения безопасности дорожного движения, оптимизация деятельности комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Мингорисполкоме.

Обеспечение функционирования единого городского оператора безопасности дорожного движения и экспертной рабочей группы.

Разработка предложений по совершенствованию функций городских операторов безопасности дорожного движения.

Сопровождение оперативной системы взаимодействия городских операторов безопасности дорожного движения при реализации их текущей деятельности (содержание, текущий ремонт, строительство и реконструкция объектов городского транспортного комплекса).

Поэтапное формирование эффективной организационной схемы управления городским транспортным комплексом, включающим функции менеджмента, интеграции, управления транспортом, контроля, обеспечения инфраструктуры во всех стадиях жизненного цикла – цели, планирование, реализация, анализ результатов, во всех временных аспектах -   текущая деятельность, ближняя и дальняя перспектива.

Поэтапное применение положений международного стандарта ISO 39001:2012 (ГОСТ Р ИСО 39001-2014) «Системы менеджмента безопасности дорожного движения (БДД). Требования и руководство по применению».

Электронное согласование, экспертиза проектов организации движения, архитектурных и строительных проектов, электронный мониторинг реализации мер настоящей Концепции.

Создание оперативной системы взаимодействия операторов безопасности дорожного движения (интегрированного центра управления дорожным движением и городским транспортом).

Создание системы мотивации операторов безопасности дорожного движения и других организационных структур, оказывающих влияние на сферу безопасности дорожного движения.

Создание организационных механизмов повышения квалификации, обмена опытом.

Создание единого городского оператора безопасности дорожного движения.
5. Экономика безопасности дорожного движения Безопасное поведение имеет высокую личную, социальную и организационную пользу, которая выгодна для отдельного человека, общества и бизнеса равным образом. Поэтому личная, социальная и организационная польза безопасного поведения должна быть оценена. Экономическая цель настоящей Концепции - инвестиционное софинансирование совершенствования безопасности движения по принципу возмещения нанесенного ущерба и потерь Проведение обоснований инвестиций и экспертизы (аудита) по объектам городского транспортного комплекса с учетом влияния на безопасность и эффективность дорожного движения

Корректировка в установленном порядке норматива по оценке вреда от ДТП.Введение проектного инвестиционного принципа оценки эффективности мероприятий в сфере безопасности дорожного движения.

Совершенствование правовых и экономических механизмов взаимодействия с фондами превентивных мероприятий системы транспортного страхования.

Консолидация выгод/потерь от городского транспортного комплекса для оценки эффективности финансирования мер настоящей Концепции.

Организация экспорта компонентов и технологий обеспечения безопасности дорожного движения и распространения опыта в смежных секторах городской инфраструктуры и коммунального хозяйства

Обеспечение функционирования структурных программ безопасности дорожного движения за счет ресурсов операторов безопасности дорожного движения.
6. Синергия безопасности дорожного движения Мероприятия, которые служат безопасности движения, в большинстве случаев дают также высокую пользу для экологии и эффективности дорожного движения, общественного транспорта и транспортной инфраструктуры. Эффекты синергии должны использоваться целенаправленно Создание организационного механизма разработки, реализации и мониторинга городской транспортной политики, включающей функции менеджмента, интеграции, управления, контроля и инфраструктуры городского транспортного комплекса 

Формирование в составе настоящей Концепции и обязательное рассмотрение в составе мероприятий пяти взаимоувязанных направлений:

безопасная дорога - обеспечение безопасности движения;

чистая дорога - снижение вредного воздействия на городскую среду;

понятная дорога - ориентирование и коммуникация в городской среде;

удобная дорога - обеспечение эффективности движения;

полезная дорога - повышение качества городской инфраструктуры.

Организация международной системы сотрудничества, создание системы обмена опытом и повышения квалификации специалистов в области безопасности дорожного движения (семинары, стажировки, конференции).

Интеграция мероприятий настоящей  Концепции с мероприятиями, проводимыми в городах с высоким уровнем безопасности движения.
          
Приложение 3
к Концепции обеспечения безопасности дорожного движения
в городе Минске "Добрая дорога" на 2016-2020 годы.

Прямые меры по обеспечению безопасности дорожного движения

Название меры и индикатор      Состав мероприятий
1. Уязвимость незащищенных участников движения (пешеходы, велосипедисты)

Индикатор:

ДТП (гибель) с участием пешеходов, велосипедистов
Разработка мероприятий по структуризации улично-дорожной сети

Исключение взаимодействия транспорта и незащищенных участников движения (светофорное регулирование, ограничение движения транспорта на уличной сети, применение системы ограждений  и др.).

Разработка мероприятий по обеспечению качества инфраструктуры для незащищенных участников движения (пешеходные дорожки и тротуары, велодорожки, остановочные пункты общественного транспорта и др.)

Разработка мероприятий по снижению опасности на пешеходных переходах (успокоение движения, обеспечение видимости).

Разработка мероприятий по предотвращению нетрезвого состояния пешеходов (последовательное целевое ограничение продажи алкоголя, специализированные публичные кампании, специализированные мероприятия по контролю).

Специальная проработка вопроса уязвимости незащищенных участников движения в проектно-сметной документации.
2. Потребности отдельных групп участников движения (дети, пожилые люди, люди с ограниченными возможностями и др.)

Индикатор:

ДТП (гибель) с участием  детей
ДТП (гибель) с участием пожилых людей
Показатели безбарьерной среды
Комплексные схемы организации движения и ограничения автотранспорта  во дворах, проездах, на территориях, прилегающих к школам и другим учреждениям

Учет потребностей в организации движения (характеристики реакции и скорости перемещения, специальные условия видимости, звуковая и тактильная индикация, безбарьерная среда, специальная логика ОДД)

Учет потребностей в общественном транспорте (остановочные пункты, места ожидания, защита от падения)

Обеспечение восприятия (визуальный контраст, читаемость надписей, знаков, визуальные, звуковые и тактильные обозначения)

Специальная проработка вопроса потребностей отдельных групп участников движения (дети, пожилые люди, люди с ограниченными возможностями и др.) в проектно-сметной документации.

Работа с родителями детей через учреждения образования и средства массовой информации
3. Темное время суток

Индикатор:

ДТП (гибель) в темное время суток
Системный контроль за качеством освещения в аварийно-опасных местах.

Локализация дополнительного освещения и осветление дорожных покрытий в аварийно-опасных местах.

Специальная проработка вопроса уличного освещения при проектировании.

Разработка мероприятий по снижению скорости движения транспортных средств в темное время суток.

Разработка мероприятий по адаптации светофорного регулирования к ночным условиям, замена желтого мигания на гибкие адаптивные алгоритмы.

Разработка мероприятий по снижению скорости движения транспортных средств в темное время суток.

Разработка мер по предотвращению ночного пьянства (ограничение продажи алкоголя, публичные кампании, мероприятия по контролю)
4. Магистрали

Индикатор:

ДТП (гибель) на магистральной сети
Разработка и обеспечение структуры (типизация) организации движения на уличной сети в рамках генерального плана, градостроительных проектов

Исключение конфликтов транспорта и незащищенных участников движения

Локальное совершенствование геометрических характеристик (выделение и канализация поворотного движения, заужение проезжей части на перегонах, локализация стоянок и парковок, размещение технических средств организации дорожного движения)

Совершенствование технологии Автоматизированной системы управления движением и Интеллектуальной транспортной системы (координированное регулирование, магистральное и сетевое управление, адаптация к инцидентам)

Рациональное назначение скоростных режимов с обоснованием по уровню безопасности и эффективности дорожного движения

Технологии видеоконтроля и реагирования на опасные режимы движения

Применение усовершенствованных временных схем организации движения на период дорожных работ и мероприятий

Оптимизация визуальной нагрузки на водителя (обеспечение визуального восприятия ТСОДД, визуального комфорта, оптимизация пространственного ориентирования, минимизация вредного воздействия рекламы)

Мероприятия по управлению транспортным спросом
5. Успокоение движения

Индикатор:

ДТП (гибель) на немагистральной сети, дворовых территориях
Планомерный анализ эффективности существующих скоростных режимов.

Планомерное приведение скоростных режимов к требованиям улично-дорожной сети посредством устройства искусственных неровностей, островков,  переходов и перекрестков – плато, искусственного сужения проезжей части, устройства мини-колец.

Исправление профилей и колориметрии существующих искусственных неровностей для обеспечения комфорта и снижения экологических потерь

Упорядочение движения посредством устройства делинеаторов, постоянных и накладных островков, дорожных столбиков, тумб, ограждений

Проведение целевых кампаний по снижению скорости за счет контроля

Разработка мероприятий по балансированию пропускной способности
6. Неблагоприятные дорожные условия и состояние проезжей части

Индикатор:

ДТП (гибель) в  неблагоприятных дорожных условиях и состоянии проезжей части
Мероприятия по обеспечению безопасности в темное время суток

Применение технических средств организации движения с повышенными визуальными характеристиками (фактурная разметка, дорожные знаки)

Дополнительное включение городского освещения в осенне-зимний период на период сумерек

Усиленный контроль режимов движения в очагах аварийности, характерных для неблагоприятных дорожных условий

Публичная кампания по информированию о повышенном уровне опасности в  осенне-зимний период
7. Совершенствование организации дорожного движения в транспортных узлах и местах концентрации дорожно-транспортных происшествий

Индикатор:

Наличие очагов аварийности
Идентификация мест концентрации ДТП на основе факторного и топографического анализа

Снижение количества конфликтов при организации дорожного движения.

Применение стандартных адаптированных к возможностям участников движения инженерных решений.

Разработка мероприятий по успокоению движения.

Технологизация контроля (видеоконтроль).

Координация светофорного регулирования.

Повышение гибкости и адаптации светофорного регулирования.

Выравнивание скоростей и пропускных способностей сегментов уличной сети.
8. Пассажиры

Индикатор:

ДТП (гибель) с участием  пассажиров
Контроль и пропаганда применения средств защиты (ремни безопасности, детские кресла)

Меры по предотвращению падения пассажира в  общественном транспорте

Мероприятия по  магистралям

Мероприятия по успокоению движения
9. Иногородние водители

Индикатор:

ДТП (гибель) с участием  иногородних водителей
Мероприятия по управлению транспортным спросом (управление доступом на территорию города)

Аудит и корректировка схем ориентирования участников движения

Организация схем перехватывающих парковок (определение мест, организация использования парковок, корректировка маршрутов и  интеграция тарифов общественного транспорта, контроль, информационная система)

Контроль стоянки грузовых автомобилей на территории города Минска
10. Рискованное поведение участников дорожного движения

Индикатор:

ДТП (гибель) с участием  целевых групп рискованного поведения (молодые водители, мотоциклисты, рецидивисты-нарушители и др.)
Информирование о режимах движения и проблемах безопасности дорожного движения.

Обозначение целевых групп рискованного поведения (молодые водители, мотоциклисты, рецидивисты-нарушители и др.).

Системное применение современных технических средств поведенческого контроля.

Независимый мониторинг индикаторов поведения целевых групп.

Проведение кампаний по контролю поведения целевых групп рискованного поведения.

Специализированное обучение и публичные кампании по изменению поведения целевых групп рискованного поведения.

Целенаправленное воздействие на операторов безопасности дорожного движения по результатам учета дорожно-транспортных происшествий и нарушений целевых групп рискованного поведения.
11. Асоциальное поведение участников дорожного движения

Индикатор:

ДТП (гибель) с факторами  асоциального поведения (нетрезвое состояние водителей и пешеходов, управление без прав, скрытие с места ДТП)
 Координация действий с общими мерами по системному предотвращению пьянства (последовательное ограничение продажи алкоголя, специализированные публичные кампании, специализированные мероприятия по контролю дорожного движения).

Выявление и структуризация факторов асоциального поведения участников движения по целевым группам и операторам безопасности дорожного движения (организации, автошколы, учреждения образования)

Проведение целевых кампаний по специализированному контролю поведения целевых групп асоциального  поведения.

Проведение целевых кампаний по специализированному контролю поведения «пограничных» целевых групп.

Проведение целевых публичных кампаний по формированию устойчивого отрицательного имиджа асоциального поведения.
12. Поведенчески ориентированный контроль

Индикатор:

Устойчивое изменение поведения по факторам опасности
Проведение мониторинга индикаторов безопасности дорожного движения.

Анализ эффективности кампаний контроля «до» - «после».

Выявление и структуризация факторов поведения участников движения по целевым группам и операторам безопасности дорожного движения.

Ориентация на общественный резонанс мероприятий контроля (публичность, очевидная целесообразность, обеспечение высокой концентрации контроля, предсказуемость).

Технологизация контроля (фотофиксация нарушений и видеоконтроль, табло информирования о скоростных режимах).
13. Публичные кампании

Индикатор:

Устойчивое изменение поведения по факторам опасности
Кампании информирования о ходе выполнения Концепции, реальных факторах аварийности и качества транспортного комплекса

Обеспечение обратной связи с общественностью и социальных измерений с использованием технологии «БАЭС-Локатор»

Публичные кампании по изменению поведения различных целевых групп по угрозам безопасности
14. Интеллектуальная транспортная система

Индикатор:

ДТП (гибель) на объектах внедрения
Снижение суммарных потерь дорожного движения
Экономическая эффективность
Интеграция мероприятий Концепции ИТС

Оптимизация алгоритмов АСУД

Оптимизация организации движения на магистрали (канализация движения, баланс пропускной способности, выравнивание скоростей движения)

Оптимизация режимов движения на магистралях (привязка алгоритмов, адаптация к изменению транспортной нагрузки, инцидентам и чрезвычайным ситуациям

Электронная система мониторинга и прогнозирования параметров дорожного движения

Электронная система контроля нарушений правил дорожного движения
15. Система управления транспортным спросом

Индикатор:

ДТП (гибель) на объектах внедрения
Снижение суммарных потерь дорожного движения
Экономическая эффективность
Обеспечение приоритета общественного транспорта (алгоритмы Автоматизированной системы управления движением, выделенные полосы, ограничение парковки и стоянки, оптимизация остановочных пунктов и пересадочных узлов)

Интеграция мероприятий Концепции повышения качества городского общественного транспорта

Меры по снижению уровня автомобилизации (интеграция Концепции обеспечения велосипедного движения, стимулирование использования городского общественного транспорта и альтернативных автомобилю перемещений)

Меры по снижению концентрации транспорта в центральной части города (приоритет кольцевых магистралей, дифференцированная система оплаты въезда в центр города, ограничение маневров на ключевых транспортных узлах, перехватывающие парковки)

Меры по снижению загрузки транспортной сети в часы пик (корректировка режимов труда, корпоративные транспортные планы, временная дифференциация оплаты транспортной инфраструктуры)

Меры по снижению экологического воздействия автотранспорта (мониторинг экологического воздействия, экологическое зонирование и ограничение доступа автотранспорта, экологический аудит мер Концепции)
16. Система платных парковок

Индикатор:

ДТП (гибель) на объектах внедрения
Снижение суммарных потерь дорожного движения
Экономическая эффективность
Создание и развитие зон платной парковки (планирование, паспорта парковки, технологии оплаты, технологии контроля)

Зонирование и дифференциация тарифов и условий парковки

Компенсационные меры (ограничение доступа автомобилей во дворы, аварийноопасные места, организация движения на прилегающих к парковкам территориях, устройство дополнительных мест парковки, обеспечение  пешеходных, велосипедных путей, инфраструктуры общественного транспорта, пространственного ориентирования)

Меры по оценке и обеспечению социальной справедливости, управлению транспортным спросом, городской экологии, эффективности использования городского пространства и инфраструктуры

Интеграция систем платной парковки с оплатой общественного транспорта и другими системами оплаты

Приложение 4
к Концепции обеспечения безопасности дорожного движения
в городе Минске "Добрая дорога" на 2016-2020 годы.

Структурные программы

Название программы Содержание
1.Электронная Добрая дорога Обеспечение безопасности дорожного движения за счет совершенствования процесса электронного документооборота, согласования проектной документации, планирования, информационного взаимодействия, автоматизации регистрации ДТП, процедур ГАИ.
2. Безопасное проектирование Обеспечение приоритета безопасности дорожного движения при разработке градостроительной и другой проектной документации.
3. Автострахование Планомерное снижение аварийности за счет ресурсов транспортного страхования (стимулирование безопасного поведения, превентивные мероприятия).
4. Безопасная улица Осуществление ответственности владельца улиц и дорог за обеспечение безопасности дорожного движения при содержании, уборке, ремонте и строительстве уличной сети, реализации временных схем организации движения при проведении дорожных работ.
5. Безопасный двор Обеспечение безопасности дорожного движения и порядка на дворовых территориях и территориях, примыкающих к средним общеобразовательным школам
6. Автоматизированный контроль и управление движением Обеспечение безопасных режимов движения в зоне действия автоматизированной системы управления дорожным движением, интеллектуальной транспортной системы, обеспечение безопасности дорожного движения за счет системного автоматического контроля скорости, проезда на красный сигнал светофора и др.
7. Безопасность пассажира Обеспечение безопасности пассажиров за счет обеспечения качества организации пассажирских перевозок, инфраструктуры остановочных пунктов и терминалов, введения конкуренции между перевозчиками. 
8. Безопасный перевозчик Повышение уровня безопасности дорожного движения на автотранспортных предприятиях, ограничение доступа и стоянок грузового транспорта, ориентирование и организация транзитного транспорта.
9. Безопасная стоянка Обеспечение безопасности дорожного движения за счет упорядочения стоянок, снижения транспортного спроса в центральной части города, компенсационных мероприятий.
10. Скорая помощь Повышение качества неотложной медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях.
11. Чрезвычайные ситуации Повышение эффективности работы по спасению людей при дорожно-транспортных происшествиях.
12. Безопасность людей с ограниченными возможностями Обеспечение безопасности дорожного движения и безбарьерной городской среды для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями.
13. Безопасность детей Предотвращение гибели детей, снижение количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей, безопасность инфраструктуры учреждений образования.
14. Безопасный автомобиль Снижение количества дорожно-транспортных происшествий произошедших из-за технического состояния транспортных средств.
15. Безопасная автошкола Повышение качества обучения водителей, снижение количества дорожно-транспортных происшествий с участием молодых водителей.
16. Эффективный контроль поведения Снижение количества дорожно-транспортных происшествий из-за асоциального и рискованного поведения участников дорожного движения.
17. Эффективная пропаганда безопасности дорожного движения Обеспечение безопасности дорожного движения за счет устойчивого влияния на поведение участников дорожного движения.
18. Чистая дорога Снижение вредного воздействия автотранспорта на городскую среду (выбросы, шум, комфортная среда)
19. Понятная дорога Ориентирование и коммуникация в городской среде, снижение воздействия рекламы и информационного шума
20. Удобная дорога Обеспечение эффективности движения (уровень скорости сообщения, комфорта движения, минимизация экономических и социальных потерь движения)
21. Полезная дорога Повышение качества городской инфраструктуры в целях развития туризма, социально-экономических городских программ и проектов
22. Экономная дорога Разработка и применение экономичных, менее затратных технических решений при проектировании и содержании уличной сети
23. Локальные районные программы Повышение безопасности дорожного движения на территории административных районов города.

Приложение 5
к Концепции обеспечения безопасности дорожного движения
в городе Минске "Добрая дорога" на 2016-2020 годы.

Рекомендуемая организационная схема реализации мер
  1. Меры настоящей Концепции реализуются и обеспечиваются организационно согласно следующей принципиальной организационной схеме.


  2. В качестве образцов мер настоящей Концепции должны обоснованно  рассматриваться стандарты лучшей практики – отечественные и зарубежные технические стандарты, апробированные технические и организационные решения.

  3. На основе стандартов лучшей практики организуются пилотные проекты внедрения либо  функций оператора безопасности дорожного движения (инженерного обеспечения). Целью пилотных проектов является определение возможности использования стандартов лучшей практики в условиях города Минска, оценка реальной эффективности, ограничений и обстоятельств применения. Целью функций оператора безопасности дорожного движения (инженерного обеспечения) является обеспечение уровня качества реализации и устойчивое соответствие результатов реализации целям  Концепции

  4. На основе пилотных проектов формируются городские нормативы и технологии организации дорожного движения, которые наряду с действующими техническими нормативными правовыми актами должны использоваться в городской практике планирования, проектирования и реализации мер настоящей Концепции, а также в качестве  предложений по совершенствованию технических нормативных правовых актов.

  5. Качество принимаемых решений контролируется посредством мониторинга безопасности и эффективности дорожного движения в отношении мер Концепции, а также экспертизы (аудита) безопасности дорожного движения по объектам планирования, проектирования и реализации мер Концепции.
Приложение 6
к Концепции обеспечения безопасности дорожного движения
в городе Минске "Добрая дорога" на 2016-2020 годы.

Рекомендуемая организационная схема финансово-экономического обеспечения

  1. Финансово-экономическое обеспечение настоящей Концепции реализуется  согласно следующей принципиальной организационной схеме.


  2. Финансово-экономическое обеспечение настоящей Концепции реализуется в рамках существующего городского бюджетного процесса за счет:

    консолидации выгод/потерь – суммарном определении всех экономических выгод (доходов) и экономических потерь (затрат) для совокупности финансово-экономических инструментов (статей) в отношении меры настоящей Концепции;

    создания (корректировки) финансово-экономических инструментов (статей) городского бюджетного процесса;

    планирования эффективности (технико-экономического обоснования) реализации меры настоящей Концепции через инвестиции (строительство) или средства текущего содержания, а также выбора операторов безопасности дорожного движения;

    планирования эффективности (технико-экономического обоснования) вариантов прямых мер настоящей Концепции при инвестициях или текущем содержании;

    определения финансовой и экономической эффективности при мониторинге безопасности дорожного движения, экспертизе (аудите) безопасности дорожного движения.
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2017