Главная / Полезная информация
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ

Правоотношения в сфере туризма регламентируются достаточно большим количеством нормативных актов, в том числе Гражданским кодексом Республики Беларусь (гл.39 «Возмездное оказание услуг»); Законом Республики Беларусь от 25.11.1999 «О туризме» (в редакции от 22.12.2011); Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» от 09.01.2002 (в редакции от 02.05.2012).

Отношения между потребителем и туристическим агентством строятся на основании договора оказания туристических услуг, который заключается в письменной форме и должен содержать следующие существенные условия:
  • стоимость туристических услуг, сроки и порядок их оплаты;

  • сведения об исполнителе, его месте нахождения (месте жительства индивидуального предпринимателя) и банковские реквизиты;

  • сведения о заказчике в объеме, необходимом для оказания туристических услуг;

  • программу туристического путешествия;

  • права, обязанности и ответственность сторон;

  • условия изменения и расторжения договора оказания туристических услуг, порядок урегулирования возникших споров и возмещения причиненных убытков (вреда);

  • иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (ст.17 Закона «О туризме).
В соответствии со ст. 31 Закона «О защите прав потребителей» при обнаружении отступлений от условий договора, ухудшивших услугу, или иных недостатков оказанной услуги потребитель вправе по своему выбору потребовать:
  • безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;

  • соразмерного уменьшения установленной цены оказанной услуги;

  • безвозмездного повторного оказания услуги, если это возможно;

  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.
Потребитель также вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги, и уплаты неустойки, если отступления от условий договора, ухудшившие услугу, или иные недостатки оказанной услуги в установленный договором срок не были устранены либо являются существенными. Указанные требования подлежат удовлетворению исполнителем, как правило, в течение 7 дней. За нарушение сроков удовлетворения требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1% цены оказания услуги, если договором не предусмотрен более высокий ее размер (ст.33 Закона «О защите прав потребителя»).

Кроме того, потребитель вправе заявить требования о материальной компенсации морального вреда, причиненного ему вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законодательством. Компенсация морального вреда осуществляется причинителем вреда при наличии его вины (ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»). Под моральным вредом следует понимать испытываемые гражданином физические и (или) нравственные страдания.

Существуют два основных способа защиты прав потребителя туристических услуг: досудебный и судебный порядок разрешения споров.

Потребитель вправе начинать отстаивать свои права путем предъявления претензии туристическому агентству. При этом, в претензии следует указать на те обстоятельства, которые были нарушены туристической компанией (пункты договора, конкретные нормы законодательства), а также ссылки на доказательства, подтверждающие изложенные факты.

В случае если туристическая компания игнорирует претензию потребителя и последним не получен на нее ответ, а также если ответ туристической компании не удовлетворяет потребителя, он вправе обратиться за защитой нарушенных прав в суд.

Дела о защите прав потребителей рассматриваются в общем суде. Что касается подсудности, то иск о защите прав потребителя может быть предъявлен как по месту нахождения ответчика, так и по месту жительства или нахождения истца либо по месту исполнения договора.

В соответствии со ст.257 Налогового кодекса Республики Беларусь истцы по искам о нарушении их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей освобождаются от государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах.

Кроме того, потребитель может обратиться в общественное объединение потребителей для защиты своих прав в суде. В этом случае в соответствии со ст.44 Закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении иска, связанного с нарушением прав потребителя, если с исковым заявлением о защите прав потребителя выступает общественное объединение потребителей, суд взыскивает за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя с исполнителя в местный бюджет по месту рассмотрения иска штраф в размере 100 % суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Общественному объединению потребителей перечисляется 10 % суммы штрафа.

Заместитель начальника отдела
советник юстиции
И.И.Руденко
Дата обновления информации — 3 апреля 2020 года
Ответственный за представление информации — Прокуратура г. Минска
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2020