Главная / Полезная информация
Почему частники не «потянули» уборку подъездов?

Автор: Виктор КИСЛЫЙ

Когда в прошлом году на рынок жилищно-коммунальных услуг пришли частные клининговые компании и взялись за уборку подъездов, многие уже представляли наши жилые дома эталоном чистоты и порядка. Прошло несколько месяцев, и разочарованные собственники квартир начали забрасывать жалобами службу «115», а выигравшие тендеры ОДО «Клининг-плюс» и ООО «Чистый свет плюс» фактически капитулировали, отказавшись от ряда взятых на обслуживание объектов. И все-таки рискнем предположить, что эксперимент оказался удачным. В том смысле, что позволил взглянуть на проблему с другого ракурса.

Если мы недовольны состоянием дел в системе ЖКХ, то первопричины видим в отсутствии конкуренции и государственной монополии на обслуживание жилищного фонда. Мол, был бы частник, он бы навел порядок в два счета. Мы лихорадочно выуживаем примеры из практики стран, подобострастно называемых развитыми, а слово «бизнес» готовы писать исключительно с заглавной буквы, возводя его в ранг панацеи от всех финансовых неурядиц. Только вот и бизнес, и государственные предприятия подчиняются одним экономическим законам, а мы сами часто пытаемся их игнорировать в поисках дешевых услуг.

В альтруистичные советские времена лозунг «Чистота — залог здоровья» знали даже школьники. Но времена имеют свойство меняться, и сейчас чистота во вполне реальном смысле оказалась залогом, вернее, заложником. Заложником финансирования, тарифов и постсоветского менталитета наших граждан.

Предельно допустимый тариф на уборку мест общего пользования 53 копейки на человека в месяц многие считают вполне достаточным основанием для того, чтобы требовать идеальной чистоты. И все недостатки раньше объяснялись недобросовестностью коммунальных служб и ленью конкретных исполнителей.

Смысл прихода частников заключался в том, чтобы оказывать ту же услугу за те же (а, возможно, и меньшие) деньги более качественно и при этом получать прибыль.

В два счета, говорите? Счета здесь как раз и не хватило.

— В конце прошлого года от ОДО «Клининг-плюс» поступило официальное заявление о том, что в ходе исполнения договора возникли обстоятельства, препятствующие выполнению работ, и созданы предпосылки к дестабилизации экономического состояния предприятия, — рассказывает заместитель директора государственного предприятия «Жилищное коммунальное хозяйство Ленинского района г. Минска» Анастасия ВОРОБЬЕВА. — Другими словами, компания признала, что не способна справиться с возложенным на нее объемом работ и попросила снизить нагрузку. Мы провели повторные торги, в результате которых с 1 февраля текущего года три участка возвращаются на обслуживание ЖЭУ, выигравших тендер, а за ОДО «Клининг-плюс» осталась только территория ЖЭУ-4.

Такая вот простая сущность жестоких законов рынка. 53 копейки для частника оказались недостаточной ценой, хотя и до нее клининговые компании не всегда дотягивали. Дело в том, что сумму оплаты услуги населением в жировке устанавливается в зависимости от качества и соблюдения периодичности уборки. Она не может превышать предельно допустимый тариф, но в сторону уменьшения еще как может меняться. Служба заказчика подписывает акт выполненных работ, проводит мониторинг, да и старшие подъездов не остаются в стороне от оценки. И недобросовестность собственных сотрудников дорого обходится предприятию. ОДО «Клининг-плюс», например, из-за низкого качества и несоблюдения периодичности уборки потеряло 940 млн неденоминированных рублей. Можно сказать, что служба заказчика сэкономила эти деньги для потребителей. Но это тот самый случай, когда люди готовы платить за услугу, а непосредственный исполнитель не хочет (или не может) заработать.

А ведь кроме зарплаты уборщику, необходимо было оплачивать и услуги УП «Минскводоканал», а для этого установить приборы учета потребления воды. В числе проблем называется и дефицит кадров. Были случаи, когда уборщики, устав бегать с этажа на этаж, просились в квартиры, чтобы вылить в унитаз грязную, а затем набрать чистую воду.

Такая же ситуация в Советском и Московском районах столицы, где ООО «Чистый свет плюс» сокращает свою деятельность. Не посчитали? Не подумали? Но ведь предприятиям ЖКХ приходится работать в тех же условиях, и выслушивать от потребителей те же претензии. Так, может быть, дело не в исполнителях и не в их форме собственности? Иоганн Вольфганг Гёте как-то сказал: «Если каждый из нас подметет под своими ногами, чистым станет весь мир». А Антон Павлович Чехов утверждал, что праздная жизнь не может быть чистой.



С классиками спорить трудно, ведь даже при существующих условиях можно привести в пример немало подъездов с практически идеальным порядком. Кому-то повезло с уборщиком, который готов трудиться с полной самоотдачей, не обращая внимания на размер зарплаты. Кто-то установил дежурство, и убирает места общего пользования самостоятельно. Где-то установили видеокамеру и приняли меры, чтобы посторонние не наведывались в подъезд. А там, где соседи могут объединиться и позволить себе выделить дополнительные средства на наведение чистоты, просто сбрасываются и нанимают для уборки человека за адекватную плату.

Заметьте, что во всех этих рецептах решения проблемы не имеет значения, кто обслуживает дом — частник или ЖЭУ. И 53 копейки не являются определяющей суммой. Наверное, главный просчет частных компаний состоит в том, что они не сумели наладить должный контакт с населением, заручиться его поддержкой. В Ленинском районе всплеск обращений в службу заказчика и на номер «115» пришелся на август, когда ОДО «Клининг-плюс» только начинало свою деятельность. Люди просто не знали, куда звонить, поскольку у компании даже не было диспетчерской службы. Затем на объявлениях в подъездах появился номер телефона, но одна линия не справилась с потоком обращений, пришлось добавлять еще две. Эти расходы ведь тоже изначально не просчитывались.

Наш собственник привык к обратной связи, и тем, кто хочет прийти на рынок жилищно-коммунальных услуг, придется учитывать данный фактор. В этом плане коммунальники имеют достаточный опыт. Показательный факт: когда в поисках комментария к данному материалу пришлось обратиться на предприятия ЖКХ, то получить их удалось без проблем. Достаточно зайти на сайт, набрать номер приемной и изложить суть вопроса. Кроме того, со специалистами можно пообщаться в дни приема граждан или по телефону «горячей линии».

А вот три попытки дозвониться в ОДО «Клининг-плюс» заканчивались неизменным: «Оставьте свой номер телефона, с вами свяжутся». Не связались. Если журналистский статус не позволяет оперативно выяснить какие-то моменты, то что говорить о потребителе, недовольном качеством услуг.

Внушает оптимизм то, что клининговые компании неокончательно покинули рынок, а пытаются нащупать границы своих возможностей. Только вот хотелось бы, чтобы в следующий раз расчет был более близким к реальности. В этом и состоит одно из главных правил конкуренции.

Источник: www.gkx.by
Дата обновления информации — 13 августа 2018 года
Ответственный за представление информации — Государственное объединение "Минское городское жилищное хозяйство"
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2018