УТВЕРЖДЕНО Решение Минского городского Совета депутатов 25.04.2007 года № 42 |
ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Г. МИНСКА
НА 2007-2010 ГОДЫ
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В Г. МИНСКЕ
По данным Минского городского управления статистики численность населения
города Минска на начало 2007 г. составила 1797,5 тыс. человек. По сравнению
с данными на начало 2006 года население города увеличилось на 16,8 тыс.
человек, или на 0,9 %.
Как и в прошлые годы наблюдается превышение числа женского населения
над мужским. В 2006 году удельный вес женщин составил 53,7%, мужчин-
46,3%.
Анализ возрастной структуры населения г. Минска: удельный вес детского
населения составляет 13,3%, подростков - 4,5%, лиц трудоспособного возраста
- 67,9%, доля лиц старше трудоспособного возраста - 17,6%.
Доля детей и подростков в общей численности населения за последние 5
лет снизилась с 20,6% до 17,8%.
Численность населения в рабочих возрастах в общей численности населения
увеличилась за 5 лет с 66,5% до 67,9%; численность лиц старше трудоспособного
возраста увеличилась с 16,5% до 17,6%. Рост абсолютной численности трудоспособного
населения города, вероятно, обусловлен вступлением в трудоспособный
возраст более многочисленного поколения родившихся в 80-е годы, а также
за счет миграционного прироста населения.
Естественный прирост населения за 2006 год в целом по городу составил
984 человека.
Вместе с тем, в ближайшее время в трудоспособный возраст начнет вступать
поколение, рожденное в период снижения рождаемости. Демографическая
нагрузка на общество будет возрастать. Рост доли лиц пожилого возраста
приведет к увеличению нагрузки на медицинские учреждения, потребует
развития специализированной социальной помощи, перестройки системы здравоохранения
с упором на предупреждение и лечение болезней старшего поколения, улучшения
гериатрической помощи.
Тенденции рождаемости в силу различных причин неоднократно менялись.
В 60-е годы отмечалось снижение рождаемости, в 70-е -стабилизация. Рост
рождаемости в начале 80-х годов завершился резким спадом к середине
90-х.
В 2006 году наметилась благоприятная тенденция в демографической ситуации
по г. Минску. В период с 1997 по 2005 год наблюдалась естественная убыль
населения г. Минска, в 2006 году впервые отмечается естественный прирост
населения - 0,58 на 1000 населения, а по Республике Беларусь наблюдается
естественная убыль населения - 4,3, в том числе среди городского населения
- 0,66). В настоящее время смертность в г. Минске в 1,5 раза ниже, чем
по республике в целом. Ожидаемая продолжительность жизни в 2005 году
составила 72,3 года (мужчины - 67 лет, женщины - 77 лет).
Динамика изменения данного показателя связана с имевшим место в 2006
году ростом рождаемости населения (показатель рождаемости населения
в 2005 году составил 9,3 на 1000 населения, в 2006 - 9,98), некоторым
снижением смертности населения в 2006 году (показатель смертности населения
в 2005 - 9,5 на 1000 населения; в 2006 - 9,4).
На современном этапе сложился и укрепляется идеал однодетной семьи.
Изменение взглядов молодежи на брак и семью, высокая экономическая активность
и образованность женщин повлекли сокращение интенсивности рождений.
Число рождений на 1000 женщин в возрасте 20-24 года за период 1990-2005
годы сократилось со 132 новорожденных до 58, у женщин 25-29 лет - с
95 до 75 соответственно.
Количество зарегистрированных браков возросло на 5,5%, разводов - на
5%.
В целом по городу в 2006 году на 1000 браков приходилось 416 разводов,
в 2005 году - 418.
Возрастной пик вступающих в брак приходится на возраст 20 - 24 года,
что характерно как для мужчин, так и для женщин уже на протяжении длительного
периода. Возрастной пик разводимости относится к 25-34 годам.
В 2006 году отмечен рост числа рождений третьего и более ребенка. Средний
возраст матери при рождении первого ребенка в прошлом году составлял
25 лет, при рождении последующих детей- 30 лет. В настоящее время складывается
благоприятная ситуация для повышения рождаемости. Численность женщин
наиболее активного детородного возраста (20 - 29 лет) в общей численности
женщин репродуктивного возраста (15-49 лет) увеличилась с 30% в 1990
году до 32,4% в 2005 году.
О положительных сдвигах свидетельствует рост рождений в последние несколько
лет. Если в 2000 году родилось 15358 детей, то в 2005 году - 16493 ребенка,
а в 2006 года - 17852). Чтобы способствовать этому процессу в дальнейшем,
кроме увеличения государственной поддержки, необходимо поднять престиж
института семьи и материнства.
За 2006 год число умерших в целом по городу по сравнению с 2005 годом
снизилось на 0,7 %.
В 2006 году по сравнению с 2005 годом снизилось число умерших на 2,2%
от болезней системы кровообращения, на 11,4% - от болезней органов дыхания,
на 21 % - от болезней мочеполовой системы, на 17,7 % - от несчастных
случаев, связанных с транспортными средствами. Следует отметить рост
числа умерших от онкологических заболеваний - на 3,8%, болезней органов
пищеварения - на 5,6%, случайного отравления алкоголем - на 16,7 %.
За 2006 год в сравнении с 2005г. отмечается снижение смертности населения
в возрастной группе старше трудоспособного возраста на 1,2% и рост числа
умерших в трудоспособном возрасте на 0,3% и в возрастной группе моложе
трудоспособного на 12,9% (за 2006год умерло в возрасте до 16 лет 158
человек против 140 в 2005 году).
Из 16 868 человек, умерших в 2006 году, в трудоспособном возрасте умерло
4 722 человека, или 28%, в результате несчастных случаев, отравлений
и травм - 1367 человек (28,9%), новообразований - 833 человека (17,6%).
Уровень младенческой смертности (в возрасте до 1 года) приобрел устойчивую
тенденцию к снижению с середины 90-х годов. Показатель смертности детей
без учета младенцев с весом до 1 кг уменьшился и составил в 2006 году
4,2 на 1000 родившихся живыми.
Коэффициент смертности детей до 5 лет составил 5,2 на 1000 родившихся
живыми, что ниже уровня аналогичного периода 2005 года на 3,5% (5,4).
На здоровье женщин детородного возраста неблагоприятное влияние оказывают
аборты. Показатель числа абортов за последние 10 лет снизился на 77%
и продолжает улучшаться. Так, количество абортов по отношению к родам
в 1997 году было 2,1:1, в 2005 год - 0,58:1, в 2006 году -0,48:1.
У женщин фертильного возраста данный показатель снизился на 17% (2005г-
18,6:1000; 2006г. - 16,2:1000), у возрастной группы 15-19 лет - на 8%
(2005г. - 8,7:1000; 2006г. - 8:1000). Это результат целенаправленной
работы по планированию семьи.
Таким образом, к числу наиболее отрицательных явлений в области демографической
развития относятся:
- сокращение рождаемости до уровня, не обеспечивающего простое замещение
родительских поколений, снижение социальных норм детности (преобладание
однодетных семей);
- высокий уровень смертности населения, в первую очередь среди лиц в трудоспособном возрасте (особенно мужчин).
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью Программы является создание условий, направленных на предотвращение
дальнейшего ухудшения демографической ситуации, и формирование предпосылок
улучшения демовоспроизводственных процессов в г. Минске.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- реализацию целостной системы мер социально-экономического, правового,
организационного характера, направленных на повышение качества жизни
семей с детьми;
- реализацию комплекса мер по улучшению репродуктивного здоровья населения,
охране здоровья матери и ребенка;
- снижение заболеваемости и смертности населения за счет мероприятий
по формированию здорового образа жизни и устранения влияния неблагоприятных
факторов среды обитания;
- ежегодное поэтапное снижение смертности населения от всех причин;
- реализацию мероприятий по повышению качества жизни населения города,
внедрение и реализацию медико-организационных, технологических и инновационных
мероприятий, совершенствование информационно-образовательной системы
в сфере охраны здоровья населения и улучшения социального обслуживания
пожилых людей;
- реализацию мероприятий по снижению преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения и на бытовой почве, уровня дорожно-транспортного травматизма, улучшению условий и охраны труда, снижения уровня производственного травматизма со смертельным исходом, по предупреждению гибели людей, по активному информированию населения о возможных опасностях и угрозах для жизни и здоровья, создания безопасных условий жизнедеятельности человека.
- "Стимулирование
рождаемости и укрепление семьи";
- "Формирование здорового образа жизни и создание благоприятной
среды обитания";
- "Укрепление здоровья, снижение смертности и увеличение продолжительности
жизни ";
- "Оптимизация миграционных процессов";
- "Информационное обеспечение".
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств
бюджета г. Минска, внебюджетных источников с ежегодным уточнением объемов
финансирования при формировании проекта бюджета на очередной финансовый
(бюджетный) год, а также в пределах средств, предусматриваемых в бюджете
г. Минска на соответствующий финансовый (бюджетный) год на содержание
органов государственного управления, подчиненных Мингорисполкому, иных
государственных организаций.
УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
Управление реализацией Программы осуществляют координаторы подпрограмм:
- "Стимулирование рождаемости и укрепление семьи" - комитет
по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, комитет по
здравоохранению Мингорисполкома, комитет по образованию Мингорисполкома,
Главное управление внутренних дел Мингорисполкома (далее - ГУВД Мингорисполкома);
- "Формирование здорового образа жизни и создание благоприятной
среды обитания" - комитет по здравоохранению Мингорисполкома,
комитет по образованию Мингорисполкома, управление по физической культуре
спорту и туризму Мингорисполкома, ГУВД Мингорисполкома, управление
по идеологической работе Мингорисполкома;
- "Укрепление здоровья, снижение смертности и увеличение продолжительности
жизни " - комитет по здравоохранению Мингорисполкома;
- "Оптимизация миграционных процессов" - ГУВД Мингорисполкома;
- "Информационное обеспечение" - комитет по здравоохранению Мингорисполкома, комитет по образованию Мингорисполкома, управление идеологической работы Мингорисполкома, управление культуры Мингорисполкома.
Координаторы подпрограмм ежегодно до 15 марта представляют сводную информацию о выполнении мероприятий Программы комитету по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома.
Комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома ежегодно до 1 апреля представляет в Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь отчет о ходе реализации Программы.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В результате реализации Программы будут созданы условия, способствующие
реализации существующих у супружеских пар репродуктивных установок;
возрастет роль семьи и ее престиж в обществе; снизится уровень материнской
и младенческой смертности; будут созданы необходимые предпосылки для
сокращения заболеваемости, снижения преждевременной, особенно предотвратимой,
смертности, увеличения продолжительности здоровой (активной) жизни.